2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения И.Н. МИНЕЕВА (Петрозаводск, Россия) УДК 821.161.1-1 ББК Ш33(2Рос=Рус)63-3 ОСТРОВ ГОТЛАНД КАК БЛАГОДАТНАЯ САМАРИЯ: ПОЭТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И. <...> В данной статье мы продолжаем рассмотрение восприятия острова Готланд в современной русскоязычной литературе. <...> Лирическая ирония Фонякова в восприятии Готланда оттеняется безоговорочным приятием В. <...> Гандельсманом этой земли как мира детства и творческой радости и итоговым отчуждением у Т. <...> Анализ выявил следующие приемы иронии и авторефлексии в стихотворении Фонякова: сравнение земли викингов с образом библейской благодатной Самарии, антитеза двух миров – островного и материкового, смена стилистического строя от нейтрального к разговорному. <...> Остров Готланд стал олицетворением красоты чистоты, любви, творческой свободы. <...> Илья Фоняков иронически остраняет «безмятежную Самарию», его лирический субъект испытывает радость, но понимает, что эта радость очень ненадолго. <...> Ключевые слова: современная русская литература, «шведский» текст русской литературы, остров Готланд, культура перемещения, Т. <...> В конце XX – начале XXI столетия формируется «шведский» текст русской литературы, не только «внутри» самой Швеции, благодаря творчеству русских эмигрантов, но и «вне» ее географических границ. <...> 243 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения стве эмигранта, получивших второе гражданство, а будучи путешественником. <...> Центральное место в формировании «шведского» текста занимает образ острова Готланд (шведский вариант – Gotland, вариант гутнийского наречия – Gutland – «земля гутов»), располагающегося примерно в ста километрах от материковой Швеции и славящегося сохранившимися до наших дней окаменелостями, курганами, руническими камнями, гигантскими причудливыми раукарами, романтическими развалинами, церквами с византийской архитектурой и росписями <...>