2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения О.А. СКРИПОВА (Екатеринбург, Россия) УДК 821.161.1-14(Цветаева М.) <...> ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,445 ТРАНСФОРМАЦИЯ БАЛЛАДНОГО СЮЖЕТА В ПОЭМЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ <...> В статье рассматривается лирическая поэма Цветаевой «На Красном коне» (1921), относящаяся к переходному, кризисному периоду её творчества, прослеживается оживление балладной традиции на уровне сюжета, композиции, героев, мотивов, отмечены текстуальные переклички с известными русскими и европейскими балладами, исследуется роль балладной семантики, причины актуализации памяти балладного жанра в творчестве Цветаевой, влияние романтической традиции. <...> Чувство отрешения от повседневности, эмоциональная напряжённость, чудесное приобщение к высшему миру, свойственное балладе, близко цветаевскому мироощущению. <...> Однако у Цветаевой нет дистанции между миром баллады и творящим этот мир автором, лирический субъект – и повествователь, и участник событий. <...> Анализируется сюжет поэмы, этапы которого обозначают главные повороты в судьбе лирической героини, отмечают моменты её драматического испытания и взросления. <...> Особое внимание уделяется анализу образа Гения (Всадника, Вожатого) – героя, принадлежащего к иному миру, его роковому вмешательству в жизнь лирической героини. <...> Многие исследователи период с 1918 по 1921 гг. называют кризисным, переломным в творчестве Цветаевой, при этом одним из самых интенсивных и плодотворных. <...> пишет: «Создание сборника “Ремесло” совпадает с концом важного этапа биографии 127 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения поэта и одновременно знаменует начало по значимости равного предыдущему этапа поэтического развития. <...> , которая видит «напряжённое энергетически заряженное ядро цветаевской поэзии» в этот период в сопоставлении двух зеркальных фигур-персонификаций архетипа анимуса в трансцендентном <...>