В статье отстаивается понимание лирического сюжета как движения чувства, развития эмоции. <...> Элементы описаний мира внешнего (портрет, пейзаж, деталь) становятся носителями лирического переживания. <...> В качестве примера анализируется лирический сюжет в стихотворении А. <...> ». В стихотворении упоминается «черный монах», что дает основание для сопоставления образного строя стихотворения с рассказом А. Чехова <...> «Черный монах», тем более что для «прозы настроений» писателя характерна музыкальная (сонатная) композиция, что доказано Н. <...> Некоторое сходство деталей этих двух произведений только подчеркивает принципиальное различие эпического и лирического типов сюжета. <...> Событийный сюжет в рассказе Чехова завершен, лирический сюжет в стихотворении Блока сжат в одну точку и оставляет лирического героя в ситуации «распутий». <...> Анализ стихотворения показывает, что сюжет стихотворения (нарастание отчаяния и рвущийся из груди крик) реализуется не в событийной канве, а в самом интонационном строе текста. <...> Учитывая тот факт, что лирика, «царство субъективности», выражает мир внутренний, содержанием лирического произведения обычно называют переживание (мысли, чувства, настроения, побуждения, состояния лирического субъекта). <...> Соответственно, лирический сюжет понимается как движение, развитие, динамика этой эмоциональной «волны», ее спады, нарастания, контрапункты, варьирование (потому чаще говорят не о сюжете в лирике, а о композиции стихотворения: время здесь течет как бы сгустками, от строфы к строфе, огромную роль играют ритмиче28 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения ские факторы, не только повторы – звуковые, лексические, синтаксические, но и паузы, особенно концевые, формирующие, как известно, вертикальное пространство стиха). <...> Как видим, историческая ретроспекция также указывает на эмоциональную природу содержания лирического произведения. <...> Все детали <...>