Безопасность Определение рисков возникновения опасных сближений морских судов в аварийных ситуациях путем прогнозирования нечетких «окон уязвимости» Е. А. Куклев, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой механики, директор Центра экспертизы Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Оценивается безопасность эксплуатации морских судов на основе прогнозирования возможности возникновения опасных сближений при нарушении стандартов маневрирования в системе из двух объектов – морских судов. <...> Введение Понятие безопасности систем в мировом техническом сообществе из простого символа перешло в научную категорию в связи с выявлением серьезности проблемы «редких событий, которые возникают с вероятностью „почти ноль“» (по ИКАО, NASA и ИМО) [1—3]. <...> Причиной катастроф являются «системные ошибки», которые удается оценить только на основе моделей исчисления рисков возникновения негативных событий, определяемых на «хвостах» распределений плотности вероятностей появления редких событий, по которым не существует достоверной статистики [2]. <...> Математические ожидание, дисперсии и плотности распределения вероятности физических параметров, характеризующих возникновение редких событий, практически не существуют. <...> Редкие события – это элементы моделей исчисления рисков возникновения негативных событий, определяемых на «хвостах» распределений плотности вероятностей редких событий. <...> События типа «опасных сближений» в авиации (при управлении воздушным движением) и на море редки и таковы, что традиционные показатели возможности непредсказуемого возникновения являются неопределёнными. <...> Значения ряда динамических величин, определяющих сближения морских судов, также лежат на «хвостах» распределений, поэтому приходится естественно переходить к методам типа Fuzzy Sets или минимакса [2]. <...> Гибель лайнера «Титаник» после столкновения с айсбергом (1912 г.) 28 | «Транспорт Российской <...>