М.В. Ломоносова); e-mail: tsibul@gosniias.ru МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ ЗАГАЗОВАННОСТИ ПРИЗЕМНОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ В РАЙОНЕ АЭРОПОРТА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОТРАБОТКА МЕТОДОВ * Рассмотрен подход и проведено математическое моделирование процессов по снижению загазованности приземного слоя атмосферы при истечении струй от работающих авиадвигателей в районе аэропорта. <...> Разработаны с использованием компьютерного моделирования возможные методы по снижению загазованности от «облаков» продуктов сгорания при применении параболических экранов (отбойников) различного вида. <...> Проведена экспериментальная отработка и представлены результаты модельных испытаний с использованием параболических экранов механического, гидродинамического, газодинамического типа. <...> По результатам модельных экспериментов разработаны натурные виды экранов (отбойников) механического, гидродинамического, газодинамического типа. <...> Ключевые слова: загрязнение приземного слоя атмосферы; параболический экран; отраженная струя; моделирование истечения. <...> Введение Увеличение пассажиропотоков приводит к дальнейшему развитию воздушного транспорта и возрастанию движения воздушных судов, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду как от эмиссии выхлопных продуктов сгорания авиационного топлива, так и от шума работающих авиадвигателей. <...> Значительное внимание по защите окружающей среды от вредного воздействия авиации уделяют ООН и Международная организация гражданской авиации (ИКАО). <...> Так, Комитет ИКАО по охране окружающей среды от воздействия авиации рекомендует в качестве одной из комплексных мер использование специальных эксплуатационных приемов и средств по * Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 10-08-00432-а. <...> Одновременно ужесточаются нормативные требования по предельно допустимым уровням эмиссии газов на территории и в окрестностях аэропорта [1]. <...> Экспериментально установлено, что основная суммарная <...>