УДК 025.4.03 М.А. Баранов (Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»); e-mail: thenorthcat@gmail.com РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОГО ПОИСКА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТРАНЗАКЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ Рассмотрена концепция характеристического поиска, основанного на разделении характеристик объекта на главные и второстепенные и представлении информации в иерархическом виде. <...> Приведены основные функциональные возможности, реализуемые такой системой, а также разработанный прототип системы поиска. <...> The conception of the feature-based search is presented in this article. <...> In the basis of the feature-based search lies the separation of object characteristics on the major and minor and providing information in a hierarchical view. <...> The developed prototype of search system is described. <...> Ключевые слова: характеристический поиск; электронная коммерция; интерфейс поисковой системы; иерархический интерфейс. <...> Вместе с этим растет и число интернет-магазинов, предлагающих с каждым годом все больше товаров. <...> Поэтому задача поиска нужного товара с требуемыми параметрами и ценой становится все более актуальной. <...> Можно воспользоваться традиционными поисковыми системами (такими как Яндекс или Google), интернет-магазинами, рекомендательными или специализированными поисковыми системами. <...> Для этого применяют поисковые запросы двух классов [1]: информационные и транзакционные. <...> Основная проблема традиционных поисковых систем состоит в том, что с их помощью сложно или даже вообще невозможно найти товар с заданными характеристиками. <...> При этом, используя только интерфейс поисковой системы, как правило, нельзя узнать, какими именно характеристиками обладает товар (хотя некоторые системы, например Нигма [2], позволяют сделать это). <...> Поэтому с помощью таких поисковых систем возможен поиск интернет-магазинов и дополнительной информации о продукте (например, отзывов покупателей, статей-описаний и т.п.) <...> Например, описания одного и того же товара в разных магазинах могут отличаться – как в отношении <...>