УДК 004.942: 378 П.П. Аврашков, канд. физ.-мат. наук, А.В. Коськин, д-р. техн. наук, А.И. Фролов, канд. техн. наук (ФГОУ ВПО «Госуниверситет – учебно-научно-производственный комплекс», г. Орёл); e-mail: avrashkov@mail.ru МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК* СТРУКТУРЫ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Рассмотрены вопросы моделирования возрастной и кадровой структуры интеллектуальных ресурсов российской системы высшего образования. <...> Предложенная модель позволяет оценивать динамику кадрового потенциала как элемента системы информационно-аналитических ресурсов интегрированных образовательных комплексов. <...> Ключевые слова: система высшего образования; моделирование; динамика; распределения по возрастам; структура; кадровые ресурсы; распределение способностей. <...> Введение Интеллектуальные ресурсы являются важнейшим компонентом, определяющим процесс функционирования образовательных комплексов [1]. <...> Предлагаемая модель описывает и дает прогноз изменения численности различных групп преподавателей, обеспечивающих деятельность системы высшего образования (СВО). <...> При моделировании возрастного и кадрового состава преподавателей высшей школы необходимо учитывать типичные ступени их карьеры: • ассистент или старший преподаватель (как правило, без ученой степени); • доцент (имеющий степень кандидата наук); • профессор (имеющий степень доктора наук). <...> При этом заполняются доступные вакансии на 1-й ступени. <...> Спустя 4–5 лет, после защиты кандидатской диссертации, появляется возможность перейти из группы 1-й ступени на 2-ю ступень. <...> По достижении 35 лет, после защиты докторской диссертации, появляется воз* Работа выполнена в рамках НИР «Повышение эффективности управления интегрированными образовательными комплексами на основе информационно-аналитических ресурсов» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг. <...> 40 «Вестник компьютерных и информационных технологий <...>