LEX RUSSICA исторического понимания морали негегелевскими средствами. <...> Одно из значимых возражений против современной этики дискурса формулируется в том смысле, что остается неясным, почему несколько человек могут принять более правильное моральное решение, чем один, какими они для этого обладают ресурсами. <...> Павленко формулирует эту мысль в том смысле, что, согласно коммуникативной парадигме, коммуникативное сообщество не представляет ничего более, чем собрание индивидов, свойства которых определяются самим этим коммуникативным сообществом. <...> Но в таком случае «…само по себе общение (сама по себе коммуникация) ничего не прибавляет к тому, что уже содержит индивид»26 . <...> Глобальный моральный дискурс можно представить в виде саммитов, референдумов, принятия политических решений через процедуру широкого обсуждения, в том числе — на стадии их разработки. <...> Кроме того, вовлечение в дискурс широких общественных масс позволяет соединить мнение эксперта профессионала с непрофессиональным мнением. <...> Применение критерия истины к нормативным системам составляет важную сторону разработки проблемы обоснования морали. <...> В конечном счете истинность 26 ФИЛОСОФИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Л. А. <...> Демина, доктор философских наук, профессор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Введем некоторые отправные пункты, исходя их которых мы будем строить дальнейшие рассуждения. <...> Во-первых, это сама проблема ответственности, становящаяся в настоящее время одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов таким образом, что речь идет уже о создании особой этики — этики ответственности (в противоположность традиционным этическим системам) и даже философии ответственности. <...> Во-вторых, актуализация данной проблематики явным образом связывается с техникой, технической деятельностью людей и — шире — с технократическими тенденциями в развитии современного социума. <...> В определенной мере это новая постановка вопроса, ведь в классической <...>