ГТС ВОДНОГО ТРАНСПОРТА БЕРЕГОЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ КРЫМА: ЮЖНЫЙ БЕРЕГ 34 Горячкин Ю. Н., доктор географ. наук, ведущий научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН (г. Севастополь) Аннотация. <...> В третьей из цикла статей, посвященных берегозащитным сооружениям Крыма, рассматривается история создания, современное состояние и эффективность берегозащиты Южного берега Крыма. <...> Предыдущие статьи цикла были посвящены истории создания, современному состоянию и характеру воздействия на динамику береговой зоны берегозащитных сооружений в Западном Крыму [1, 2]. <...> В настоящей работе те же вопросы рассмотрены в отношении Южного берега Крыма (ЮБК), под которым подразумеваются районы Большой Ялты и Большой Алушты. <...> Бухты приурочены к берегам, сложенным менее прочными породами флишевой формации или склоновых четвертичных отложений. <...> Наряду с Большим Сочи, ЮБК — это регион Российской Федерации, в котором наиболее велика концентрация различных видов берегозащитных конструкций и где береговая линия в настоящее время представляет собой практически непрерывную цепь искусственных сооружений. <...> Даже количество построенных бун различных типов примерно одинаково. <...> В Большом Сочи (от Шепси до границы с Абхазией) и на ЮБК (от Ласпи до района восточнее Алушты) их насчитывается примерно по 650 единиц на почти одинаковом протяжении береговой линии. <...> Первые берегозащитные сооружения на ЮБК начали возводиться еще с конца ХIХ в. <...> Начало масштабного освоения ЮБК как курортной зоны в 1960-х гг. дало старт и серьезным проблемам в природопользовании на берегах, которые последовательно нарастали. <...> Они были обусловлены в основном: • резким уменьшением поступления в береговую зону пляжеобразующего материала вследствие зарегулирования водотоков (было построено около 150 больших и малых водохранилищ) и бетонирования берегов; • продолжающейся эксплуатацией подводных карьеров строительных материалов и отбором гальки и песка <...>