ГТС ВОДНОГО ТРАНСПОРТА УСТОЙЧИВОСТЬ ВОЛНОЗАЩИТНЫХ НАБРОСОК В КОРНЕВЫХ ЧАСТЯХ ПОРТОВЫХ МОЛОВ ПО ДАННЫМ НАТУРНЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Макаров К. Н., 72 доктор техн. наук, профессор, зав. каф. строительства Сочинского государственного университета, академик Академии транспорта РФ Тлявлин Р. М., канд. техн. наук, директор Научно-исследовательского центра «Морские берега» (филиал ОАО ЦНИИС) Чеботарев А. Г., аспирант кафедры строительства Сочинского государственного университета Аннотация. <...> По данным натурных наблюдений и лабораторного моделирования установлено, что защитные наброски из фасонных блоков в корневых частях портовых молов при косом подходе волн и отсутствии пляжа подвергаются значительным волновым воздействиям и теряют устойчивость, что объясняется интерференцией прямых и отраженных волн. <...> В этих случаях рекомендовано увеличивать массу элементов набросок на 50% относительно рассчитанной по нормативной методике. <...> Ключевые слова: портовые молы, защитная наброска, волновые воздействия, отражение волн, гидравлическое моделирование, устойчивость фасонных блоков. <...> При проектировании портовых оградительных молов одной из задач является защита их корневых частей от разрушения штормовым воздействием. <...> Для этого применяются волногасящие наброски из камня, обыкновенных или фасонных блоков (тетраподов или гексабитов). <...> Масса предельного равновесия m или mz , элементов волногасящих набросок в зависимости от высоты h и длины λ расчетной волны определяется согласно [1]: • при расположении камня или блока на участке откоса от верха сооружения до глубины z = 0,7h по формуле: (1) • при z > 0,7h по формуле: mz =me , (2) где kfr — коэффициент, принимаемый по табл. <...> Кроме того, в них рекомендуется при косом подходе волн к сооружению уменьшать расчетную массу блоков путем ее умножения на коэффициент kβ = (0,4+0,6cosβ), где β — угол между лучом волны и нормалью к оси сооружения. <...> Поскольку волногасящие наброски <...>