СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО И МОРДОВСКОГО ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Елдин Михаил Александрович, канд. филос. наук, доцент Место работы: ГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» eldin1974@yandex.ru Ширшов Александр Васильевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Место работы: ГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» shirshov.av@mail.ru Аннотация: Принятие парадигмы российской культуры восточно-европейскими народами и народами России происходило в исторически длинный период. <...> Важный этап развития отечественных традиций связан с активной государственной христианизацией в составе централизованного государства и модернизацией духовных традиций и культур. <...> Однако в России многими столетиями основывались на многолетнем опыте общения с Византией и славянскими народами Балкан и другими православными этносообществами, поскольку последние, даже в дипломатике, учитывала особенности дружественных социокультурных связей восточнохристианских народов. <...> Ценность религиозной веры в традициях культуры древнерусского общества выражались через несколько понятий-символов – «Святая Русь», «СофияПремудрость» и «Третий Рим». <...> Многие философы считают возникновение мессианской идеи в России также одной из ее особенностей, обусловленных именно той «окончательностью», печалованием о судьбах мира и религиозностью народа. <...> В народных массах сильна была вера в силы природы, а в качестве магических «инструментов» использовались христианские ритуальные принадлежности. <...> Наиболее ярким тому примером может послужить характерное для русского сознания сращение понятий «соборность» и «единение». <...> Русскому эпитету Церкви «православная» соответству Елдин М. А., Ширшов А. В. <...> СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО И МОРДОВСКОГО ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ет греческий термин «ортодоксальная <...>