ИСТОРИЧЕСКОЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗИТИВИСТСКОЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Цифанова Ирина Владимировна, канд. ист. наук, доцент кафедры теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин Место работы: Ставропольский государственный педагогический институт tsifanova@yandex.ru Аннотация: В статье выдвигается и раскрывается тезис о подчинении единичных исторических явлений общесоциальным и естественнонаучным закономерностям. <...> Определение стадий развития человечества сквозь исследование социальной физики О. <...> Конта демонстрирует зависимость исторического бытия и социального порядка от трех основных способов миропонимания: религии, философии и науки. <...> в области исторического знания трактуются как разновидность социологического знания, а изменения в общественном производстве соотносимы с общественно-экономическими и общественно-историческими закономерностями. <...> В силу объективных и субъективных причин детерминации социальных структур на всем протяжении существования человечества актуально обращение к зависимостям и закономерностям, оказывающим воздействие на социум в целом и социальный порядок, в частности. <...> На каждой новой ступени восхождения исторического бытия человеку как базисному элементу социальной структуры приходится соизмерять свои потребности, способности и вожделения не только с онтологическим статусом, но и иными факторами. <...> Современная цивилизация погрузила социальные миры в круг зависимостей, которые растут с геометрической прогрессией и привела к рассогласованию естественно-биологической и духовной сущностей, что требует современного осмысления зависимости исторического бытия от тех или иных закономерностей. <...> Социальные институты и природные стихии осознанно направляются человеком за реальные границы собственных возможностей, что приводит к стремлению сформировать новый способ мышления, получившего название метафизики <...>