В статье приводится авторское обоснование комплексного подхода в педагогике, который в настоящее время уже принимается рядом ведущих педагогов. <...> В последние десятилетия наблюдается кризис современного российского образования, происходит девальвация его ценностей в угоду односторонним педагогическим подходам, нарастает примитивизация обучения. <...> Эти негативные процессы в отечественном образовании вновь заставляют обращаться к проблеме комплексного, целостного, культурно-ориентированного образования и воспитания, опирающегося на лучшие отечественные традиции. <...> В современном научном знании накапливаются научные и теоретико-методологические аргументы, которые следует использовать для укрепления позиций отечественной холистической педагогики образования-воспитания с целью выхода России из кризиса начала XXI в. <...> В конце ХХ в. в российском образовании еще сохранялись принципы советского всестороннего целостного, духовно-нравственного, гражданского и профессионально-ориентированного образования. <...> В первое десятилетие XXI в. этот базис образования стал постепенно ослабевать, а со второго десятилетия XXI в. начались процессы активной деконструкции комплексного многоуровневого российского образования, активной инициации этих процессов обучения на всех уровнях – от дошкольного до высшего образования. <...> Утрачивается мировоззренческая основа формирования сознания человека, в том числе учителя. <...> Здоровье обучающихся в последние десятилетия также значительно ухудшилось, а в обучении исчезли дисциплины, которые расширяли мировоззрение и основы здорового образа жизни: концепции современного естествознания, экология, валеология. <...> Необходимо восстановление лучших целостных традиций образования, в том числе с помощью педагогики оздоровления. <...> Ключевые слова: кризис в образовании, комплексный подход в педагогике, научная картина мира, человек в философии и образовании, педагогика оздоровления <...>