ХЛЕБНИКОВ, Велимир (Виктор Владимирович) [28.Х(9.XI).1885, Малодербетовский улус б.
Астраханской губ. (ныне с. Малые Дербеты Калм. АССР) -- 28.VI.1922, дер. Санталово б. Новгородской
губ] -- поэт, ведущий теоретик футуризма. Родился в семье ученого-естественника, орнитолога и
лесовода. С 1903 г.-- студент Казанского, в 1908--1911 гг.-- Петербургского университета (не окончил). В
Петербурге посещал литературные "среды" в "башне" Вяч. Иванова и "Академию стиха" при журнале
"Аполлон". С поздним символизмом X. сближал интерес к философии, мифологии, русской истории,
славянскому фольклору (славянским именем Велимир поэт был "наречен" именно в "башне"). Однако,
несмотря на внешнее ученически-истовое следование "заветам символизма", X. был внутренне чужд
этому течению, равно как и нарождающемуся акмеизму. Расхождение основывалось на коренном
различии взглядов на, природу Слова (языка) и Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в
отвлеченном слове закодированные "вечные сущности" и перемещали современность в контекст
предшествующей культуры, уводили настоящее к "первозданной ясности прошлого" ("кларизм" Вяч.
Иванова, "адамизм" С. Городецкого и Н. Гумилева) Философско-эстетическая ориентация X. была
принципиально иной. Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по социальному
заряду 1905 г.: "Мы бросились в будущее... от 1905 года" (хотя некоторые свои литературные опыты он
посылал М. Горькому еще в 1904 г.). Остро переживая позорное поражение на Востоке и удушение
первой русской революции, напряженно размышляя над ходом истории, X. предпринял утопическую
попытку найти некие универсальные числовые законы Времени, так или иначе влияющие на судьбы
России и всего человечества. Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе представлялись
лишь фрагментами единого непрерывного Времени, эластичного и циклично повторяющегося в своем
круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым частью целокупного времени, получало таким
образом возможность перемещения в "научно предсказуемое" будущее. X. подходит к данному вопросу
как ученый-исследователь, но, будучи поэтом по своей природной сути, он постигает Время сквозь
мифопоэтическую призму и превращает предмет исследования в свою главную и пожизненную тему
наряду с другим постоянным героем своей поэзии -- Словом, языком. Слово в его философскопоэтической
системе переставало быть только средством передачи культурной традиции в ее смысловых
и эстетических значениях, а становилось собственно-значимой и самоценной чувственной данностью,
вещью и, следовательно, частью пространства. Именно таким образом, через Время (прошлое, равно как
и настоящее), зафиксированное Словом (овеществленным, материализованным) и превращенное в
пространственный фрагмент, осуществлялось искомое философское единство "пространства-времени".
Единство, допускающее возможность его переоформления в слове и, значит, поддающееся активному
регулированию по воле речетворца. Создавалась внешне логически-ясная концепция преодоления
физического времени как пространства за счет реставрации (в прошлом) и реконструкции (в настоящем и
будущем) слов-вещей и пересоздания на этой основе всей застывшей в пространстве и времени системы
узаконенных художественных форм и социальных институтов. Открывалась как бы единая "книга
бытия", книга Природы -- утопическая мечта X., поэтическому воплощению которой он посвятил всю
свою жизнь.
Искания X. вполне согласовывались с общим путем устремленного в будущее футуризма,
относившего смыслы, в противовес символистским, потусторонним отвлеченностям, к чувственным
данностям. Это происходило и в живописи, также искавшей единство "пространства-времени" и
насыщавшей пространственную изобразительность "четвертым измерением", т. е. временем. Не
случайно поэтому после знакомства с В. Каменским, способствовавшим первой публикации поэта
(Искушение грешника // Весна.-- 1908.-- No 10), и сближения с группой поэтов и художников (Д. и Н.
Бурлюки, Е. Гуро,М. Матюшин) X. становится "невидимой", но главной "осью вращения" футуризма.
В 1910 г. вышел совместный сборник группы футуристов -- "будетлян" в придуманной X.
славянской огласке -- "Садок судей". Позже к ним присоединились А. Крученых, Б. Лившиц и В.
Маяковский. Другой сборник "будетлян" "Пощечина общественному вкусу" (1912) почти наполовину
состоял из произведений X.: поэма "И и Э", "Гонимый -- кем, почем я знаю?..", знаменитые
"экспериментальные" "Кузнечик" и "Бобэоби пелись губы...". На последней странице сборника была
напечатана исчисленная поэтом таблица с датами великих исторических потрясений. Последней датой
был 1917 г. (ср. с порожденным X. пророчеством в поэме В. Маяковского "Облако в штанах": "...в
терновом венке революций грядет шестнадцатый год"). Подобные расчеты X., называвший себя
"художником числа вечной головы вселенной", проводил постоянно, проверяя свою теорию кругового
Времени и стараясь "разумно обосновать право на провидение" (см. его кн.: "Учитель и ученик", 1912;
"Битвы 1915-- 1917 гг. Новое учение о войне", 1915; "Время-мера мира", 1916; "Доски судьбы", 1922;
статьи "Спор о первенстве" и "Закон поколений", 1914. Некоторые идеи X. о "жизненных ритмах"
подтверждаются современной хронобиологией).
В 10 гг. выходят книги X. "Ряв!", "Творения 1906--1908", "Изборник стихов. 1907--1914",
Стр.1