№2 (41) 2016 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УДК 159.9:796.8 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЕДИНОБОРЦЕВ PSYCHOLOGICAL MODELS OF BEHAVIOUR OF COMBAT ATHLETES Шумова Наталия Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, shumova@interwave.ru, 8 (926) 210-07-32 Shumova Natalia – Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer at the Russian State University Of Physical Education, Sport, Youth And Tourism (SCOLIPE), Psychology Department, Moscow, shumova@interwave.ru, 8 (926) 210-07-32. <...> Проведение учебных занятий по психологии, включающих психодиагностические, аналитические, проектировочные, оценочные задания, моделирование условных ситуаций с опорой на созданную в нашем исследовании вероятностную психологическую модель способствует становлению дружеских, равноправных отношений в учебной группе, отказу от нанесения морального или физического ущерба партнерам по взаимодействию, позволяет координировать развивающиеся функции, опереться для улучшения подготовки на поддержку одногруппников. <...> Teaching psychological classes, including psychodiagnostic, analytic, projecting, and estimative tasks; modeling of simulated events based on a probabilistic psychological model created in our investigation facilitates establishment of friendly and equal relationships in a studying group, rejection of infliction of emotional and physical distress to team mates; it allows to coordinate developing functions, to rely on groupmates for purposes of improving training activities. <...> Модели поведения, освоенные при занятиях спортом, проецируются и на учебную деятельность. <...> В единоборствах для тренировки спортсменов в некоторых секциях неоправданно часто допускается жесткий физический контакт, единоборец стремится нанести сопернику ущерб, разрушить его планы, к доминированию и контролю над ним – к субъект-объектным отношениям. <...> Если спортсмены приводят модели в соответствие на основе согласия, успешно разрешая выявляющиеся противоречия по ходу взаимодействия, в совместной деятельности образуется «совокупный фонд», общее и новое межсубъектное образование (освоенных операций, новых мыслей, чувств, побуждений и т.д.), в творческом развитии и обогащении <...>