УДК 612.66 ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Я.И. <...> Петрова, Н.Н. Васильева ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> В статье анализируются результаты оценки биологической зрелости детей 5—7 лет с нарушениями зрения по комплексу показателей: соматической зрелости, зубному возрасту, выполнению филиппинского теста. <...> Выявлено соотношение детей с замедленным, соответствующим и ускоренным темпом биологической зрелости в группе слабовидящих детей. <...> Полученные данные свидетельствуют о гетерохронии морфофункционального созревания организма ребенка с нарушенным зрением и влиянии зрительной сенсорной депривации на биологическую зрелость. <...> Учет этих данных обеспечит дифференцированный подход к детям с нарушенным зрением и будет способствовать определению оптимальных методов и приемов их психолого-педагогического сопровождения. <...> Проведение функциональной диагностики организма ребенка в период созревания основных физиологических систем является одной из важных задач медицины и физиологии. <...> Она позволяет скоординировать комплекс экологических, социальных, психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными морфофункциональными особенностями развития. <...> Важным этапом морфофункционального созревания организма ребенка является период подготовки к школе, т.е. от 5 до 7 лет. <...> В исследованиях отечественных и зарубежных ученых показано, что формирование физиологических систем в процессе онтогенеза определяется влиянием целого комплекса биологических, экологических и социальных факторов и характеризуется значительной вариабельностью. <...> Это приводит к тому, что индивидуальные особенности развития зависят не только от паспортного, но и биологического возраста. <...> Несмотря на большой интерес исследователей к проблемам закономерностей созревания физиологических систем, функциональных <...>