ПОНЯТИЕ «ΔΊΚΗ» В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ ПИФАГОРА И ТРУДАХ ГЕСИОДА ЛЬВОВ Алексей Витальевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского городского педагогического университета, кандидат юридических наук Аннотация. <...> 570 - после 500 гг. до н.э.) представляет собой одну из главных фигур в процессе формирования основ европейского правопонимания. <...> Именно с именем Пифагора обычно связано переосмысление и более чёткое определение понятия «δίκη» (правда, право, справедливость, правосудие, судопроизводство, суд), а также разработку понятия «ίσονομία» (равноправие), весьма важного для понимания δίκη как равной меры [2, I, 5, 985b; XIII, 4, 1078b; 3: V, 8, 1132b, 20-27]. <...> Можно сказать, что пифагорейцы были первые философы, заговорившие о равенстве между гражданами, как требуемом правдой и справедливостью, ибо она то и уравнивает их между собою, воздавая каждому равное за равное; другими словами, пифагорейцы первые заговорили о том, что правда и справедливость есть равенство. <...> Таким образом, у пифагорейцев равенство впервые получает юридическое значение. <...> 193] Аристотель, приводящий пифагорейское определение δίκη как воздаяние равным за равное, таким образом, подтверждает, что δίκη имеет значение правовой категории. <...> Это начало должно было служить устранению несовершенства, прекращению споров и ссор, приведению всего к устойчивому равновесию, поскольку зло беспредельно, а добром является то, что имеет меру [3, II, 5, 1, 106b, 30-32]. <...> По мысли Пифагора, благодаря цельному восприятию мира, человек становился способным осознать связь между единством божественной δίκη и множественностью вещей и явлений. <...> Благодаря математическому подходу человек получает возможность найти δίκη среди пёстрого разнообразия мира. <...> Вероятно, на таких основаниях и строился согласно мысли Пифагора полисный коллектив и, в частности, пифагорейская община. <...> Как пишет Ямвлих: Пифагор «… дал эллинам возможность понять истинные начала и причины <...>