А. Западов
Творчество Хераскова
Воспроизводится по изданию: М.М. Херасков. Избранные произведения. М.; Л., 1961.
(Библиотека поэта; Большая серия).
No Электронная публикация -- РВБ, 2004.
Свыше полувека продолжалась литературная деятельность Хераскова. Современники почитали
его чрезвычайно. И.И. Дмитриев писал:
Пускай от зависти сердца зоилов ноют,
Хераскову они вреда не нанесут:
Владимир, Иоанн щитом его покроют
И в храм бессмертья приведут.
Поэмы Хераскова "Россиада", где главным действующим лицом был Иван Грозный, и
"Владимир" при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество
других поэм, пьес, романов, стихотворений -- однако двери "храма бессмертья" для него так и не
отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за
исключением "Россиады", которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном.
Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской
литературы в последней трети XVIII -- начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский,
Батюшков, Пушкин -- в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова.
Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской
культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения
современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах
классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних
его сочинениях.
Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще
совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы,
продолжавшие традиции "Россиады" и "Владимира", выходили в двадцатые и тридцатые годы XIX
столетия: "Освобожденная Москва" А. Волкова (1820), "Суворов" А. Степанова (1821), "Дмитрий
Донской, или Начало российского величия" А. Орлова (1827), "Александроида" П. Свечина (1827--1828),
"Александр I, или Поражение двадесяти язык" А. Орлова (1828). Уже после того как были напечатаны
"Литературные мечтания", в 1836 году Д. Кошкин выпустил первый том своей поэмы "Александриада",
описывающей спасение России от войск Наполеона I.
Падение литературной славы Хераскова и других поэтов XVIII века Белинский считает фактом
бесспорным, но относит его к самому последнему времени. В статье о сочинениях Батюшкова он
восклицает: "Сколько пало самых громких авторитетов с 1825 года по 1835?.. Некоторые из них слыли
гениями первой величины, как-то: Сумароков, Херасков, Петров и Богданович". {В.Г. Белинский.
Полное собрание сочинений, т. 1. М., 1953, стр. 164.} Поэмы Хераскова Белинский называет "длинными
и скучными", а самого автора аттестует следующим образом: "Херасков был человек добрый, умный,
благонамеренный и, по своему времени, отличный версификатор, но решительно не поэт". {Там же, стр.
52.}
С течением времени Белинский, не изменив своему непризнанию таланта Хераскова, стал видеть
историческое значение его литературной деятельности, на что затем неоднократно указывал: "Так как
литература не есть явление случайное, но вышедшее из необходимых внутренних причин, то она и
должна развиться исторически, как нечто живое и органическое, непонятное в своих частностях, но
понятное только в хронологической полноте и целости своих процессов; с этой точки зрения не только
важны в истории нашей поэзии имена таких, более или менее блестящих и сильных талантов, каковы
Ломоносов, Фонвизин, Хемницер... и другие, но даже и ошибавшихся в своем призвании тружеников,
каковы: Сумароков, Херасков, Петров, Княжнин, Богданович и пр." {Там же, т. 4. М., 1954, стр. 26.}
Белинский считал, что эти имена "навсегда останутся в истории русской литературы и будут достойны
уважения и изучения. Каждый из них -- лицо типическое, выражающее общую идею, под которую
подходит целый ряд родовых явлений". {Там же, стр. 28.}
Стр.1