Новое осмысление ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА В ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ* И.В. ДЕМИН «Историзм» – крайне многозначное понятие, вбирающее в себя самые различные и даже взаимоисключающие трактовки истории в ее соотношении с человеческим бытием. <...> Принцип историзма может быть рассмотрен в различных аспектах и ракурсах: онтологическом, методологическом, мировоззренческом. <...> В первом случае историзм выступает в качестве основания (фундаментального принципа) философской рефлексии как таковой (или определенного ее типа), во втором – в качестве принципа научного познания общества и культуры (в ряде случаев – научного познания вообще, включая и естествознание), в третьем – в качестве основания и ориентира человеческой деятельности. <...> Мы выделяем шесть основных направлений в понимании принципа историзма. <...> Это «романтический» историзм, гегелевский историзм и марксистский историзм («исторический материализм»). <...> Другие три трактовки историзма относятся к неклассическому, или постметафизическому типу философской рефлексии. <...> Все они предполагают отказ от базовых презумпций метафизической историософии, прежде всего, от идеи построения единой модели всемирной истории. <...> Речь идет о трактовке принципа историзма в «философии жизни» В. <...> Дильтея, о переосмыслении историзма в неогегельянских концепциях Б. <...> «Романтический» историзм Наиболее раннее и, пожалуй, самое устойчивое значение историзма сложилось в интеллектуальном контексте немецкого романтизма. <...> Мысль о том, что принцип историзма стал открытием эпохи романтизма, начиная с работы Ф. <...> Этот первый тип историзма можно условно обозначить как «романтический историзм». <...> Статья подготовлена в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Философия истории в контексте постметафизического мышления», грант № 15-13-63002 (Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России» 2015 года). <...> Как показывает Р.М. Габитова, историзм менее всего был <...>