Ф ормулировка «победила дружба» звучит так часто, что возникает подозрение: взрослые стараются ситуации проигрышей сглаживать или не допускать вовсе. <...> Ведь следом расшатывается и ситуация выигрыша, а там и игровая ситуация начинает чахнуть. <...> Тогда как в дворовых играх, спонтанно и естественно возникающих среди детей, проигрыши не входят в резонанс, а, наоборот, являются психотерапевтическим моментом в жизни ребёнка. <...> Но вот педагог затевает очередную дидактическую игру, построенную на соревновании. <...> Формулировка «победила дружба» в устах педагогов звучит так часто, что возникает подозрение: дело тут в чём-то другом. <...> Уж не в страстном ли желании взрослых оградить детей от ситуации поражения? <...> 46 ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 1/2016 Вячеслав Б окт д ук а ор пе т ов , даг огических на О ВОСПИТ А ук ТЕЛЬНОЙ ЗНА ЧИМ ОСТИ СИТ У АЦИЙ ПРОИГРЫША Обратим внимание, что большинство естественно бытующих игр построено на том, что кто-то выигрывает, а кто-то остаётся в проигрыше. <...> И это является важным и воспитательным, и психотератевтическим моментом в жизни каждого ребёнка. <...> Но педагоги почему-то стараются ситуации проигрышей сглаживать или даже не допускать вовсе. <...> И не смущает их, что следом расшатывается и ситуация выигрыша. <...> А там и игровая ситуация начинает хромать, чахнуть или перерождаться. <...> Но изо всех сил стремятся избежать участи более страшной – детских обид, горьких слёз, внезапных истерик проигравших. <...> Однако почему же в дворовых играх, спонтанно и естественно возникающих среди детей, проигрыши не входят в резонанс, а, наоборот, оказывают психотерапевтическое влияние на развитие психики ребёнка, тогда как на уроках в школе или на занятиях в детском саду порой оказываются весьма разрушительными? <...> Коротко можно ответить так: негативные характеристики проигрышей возникают как расплата взрослых за наслоение многочисленных ошибок, допущенных ими и в организации игры, и в организации режиссуры урока. <...> Не утруждая <...>