Башлыков (ЗАО "ВНИИСТ–Нефтегазпроект") Введение Известно [1–3], что наряду с "объективной" сложностью любого технологического объекта управления (ТОУ), определяемой все возрастающей единичной мощностью или его производительностью, наличием множества сложных элементов технологии и их взаимосвязей и ускорением динамики протекающих технологических процессов в этих элементах, можно выделить и так называемую "субъективную" сложность. <...> Под "субъективной" сложностью будем понимать ту сложность, которую представляет собой человекоператор (ЧО) как элемент системы управления. <...> Эту сложность можно охарактеризовать множеством факторов, которые будем рассматривать как классы, а именно: качество человеко-машинного интерфейса (ЧМИ), степень подготовленности ЧО как лица, принимающего решения (ЛПР), наличие средств интеллектуальной информационной поддержки принятия управляющих решений (ИСППР) [1–5]. <...> Будем считать, что грамотно спроектированный ЧМИ и наличие средств ИСППР способны оперативно сконцентрировать внимание ЧО на уровне конкретной возникшей проблемы и расставить приоритеты в случае ряда одновременно возникших проблем, уменьшая при этом воспринимаемую сложность ТОУ. <...> Как показали исследования [6, 7], хорошо обученный, тренированный на тренажере и опытный ЧО часто способен по малейшим незначительным признакам отклонений от штатного режима управления предвидеть развитие ситуации, в результате чего она становится понятной и не столь сложной для разрешения. <...> При проектировании человеко-машинных систем управления сложными и экологически опасными ТОУ, к числу которых относятся и нефтепроводы, всегда возникают вопросы [2, 9, 10]: как оценить возможности ЧО как элемента системы управления? как организовать симбиоз человека и машины, чтобы довести субъективную сложность системы управления до такого уровня, который может быть адекватен человеческим возможностям и способностям, особенно в экстремальных <...>