[]
ГОЛЬДФАДЕН Абрам [1840--1908] -- еврейский поэт и драматург, основатель современного
еврейского театра. <...> Сын часовщика, Г. получил образование в житомирском раввинском училище, бывшем
в то время одним из рассадников нового еврейского "просвещения" ("гаскалы"). <...> Вскоре однако Г. переходит к живому яз. еврейских народных
масс, к "jiddisch". <...> Он выпускает сборники стихотворений "Dos Judele" [1866] и "Di Judene" [1869], в
которых находит отражение народный быт с его нуждой и заботами. <...> Стихотворения эти приобретают
большую популярность, они распеваются как народные песни. <...> В 1869 же году Г. публикует первое свое
драматическое произведение -- "Di Mume Sossje". <...> В 70-х гг. он покидает Россию и скитается по городам
Галиции и Румынии. <...> В 1876 Г. кладет начало современному еврейскому театру, организовав в Яссах
первую еврейскую постоянную труппу. <...> Вскоре он перекочевал в Россию;
сперва обосновался в Одессе, а потом посетил ряд городов, в том числе обе столицы. <...> Последовавшее в
1883 со стороны царского правительства запрещение еврейского театра нанесло огромный удар работе Г.
Он был вынужден уехать за границу. <...> Его новые театральные предприятия не имели успеха, и последние
годы Г. прожил в нужде и одиночестве. <...> Ему самому приходилось не
только сочинять пьесы (к-рых насчитывается несколько десятков, многие из них остались в рукописи), но
и подбирать к ним музыку, и писать декорации, и режиссировать. <...> В творчестве Г. нашли свое развитие те
начатки народного театра, к-рые таились в праздничных представлениях так наз. "пуримшпиля" (см.) <...> По своему идейному составу (черты "мещанской
морали" и порой явственные националистические тенденции, особенно в более поздних произведениях)
драматическое творчество Г. является мелкобуржуазным. <...> Но в своем осуществлении на театре Г. оно
соприкасалось со стихией народного "пуримшпиля", в театральной непосредственности и социальной
направленности которого растворялись нарочитые тенденции текста. <...> Главнейшие произведения Г.:
"Колдунья <...>
Гольдфаден_Абрам.pdf
А. Гурштейн
[]
ГОЛЬДФАДЕН Абрам [1840--1908] -- еврейский поэт и драматург, основатель современного
еврейского театра. Сын часовщика, Г. получил образование в житомирском раввинском училище, бывшем
в то время одним из рассадников нового еврейского "просвещения" ("гаскалы"). Дебютировал сборником
стихотворений на древнееврейском языке. Вскоре однако Г. переходит к живому яз. еврейских народных
масс, к "jiddisch". Он выпускает сборники стихотворений "Dos Judele" [1866] и "Di Judene" [1869], в
которых находит отражение народный быт с его нуждой и заботами. Стихотворения эти приобретают
большую популярность, они распеваются как народные песни. В 1869 же году Г. публикует первое свое
драматическое произведение -- "Di Mume Sossje". В 70-х гг. он покидает Россию и скитается по городам
Галиции и Румынии. В 1876 Г. кладет начало современному еврейскому театру, организовав в Яссах
первую еврейскую постоянную труппу. Театр Г. имел огромный успех. Вскоре он перекочевал в Россию;
сперва обосновался в Одессе, а потом посетил ряд городов, в том числе обе столицы. Последовавшее в
1883 со стороны царского правительства запрещение еврейского театра нанесло огромный удар работе Г.
Он был вынужден уехать за границу. Его новые театральные предприятия не имели успеха, и последние
годы Г. прожил в нужде и одиночестве. Умер в Нью-Иорке.
Своей известностью Г. гл. обр. обязан театральной деятельности. Ему самому приходилось не
только сочинять пьесы (к-рых насчитывается несколько десятков, многие из них остались в рукописи), но
и подбирать к ним музыку, и писать декорации, и режиссировать. В творчестве Г. нашли свое развитие те
начатки народного театра, к-рые таились в праздничных представлениях так наз. "пуримшпиля" (см.). В
сочетании с заимствованными формами традиционного европейского фарса и мелодрамы они и
определили сущность Гольдфаденовской драматургии. По своему идейному составу (черты "мещанской
морали" и порой явственные националистические тенденции, особенно в более поздних произведениях)
драматическое творчество Г. является мелкобуржуазным. Но в своем осуществлении на театре Г. оно
соприкасалось со стихией народного "пуримшпиля", в театральной непосредственности и социальной
направленности которого растворялись нарочитые тенденции текста. Главнейшие произведения Г.:
"Колдунья", "Куни-Лемель" и так называемые "исторические" оперетты -- "Суламифь", "Бар-Кохба". Из
отдельных персонажей наибольшей цельностью отличается коробейник Гоцмах ("Колдунья"),
воплощающий черты "народного шута": веселое балагурство, подвижность и добродушие.
Наша революция усилила интерес к творчеству Г., и в поисках театрального материала к нему
обратился Московский государственный еврейский театр, давший на канве произведения Г.
замечательную постановку "Колдуньи".
Библиография:
Стр.1