Арон Гурштейн
Роман Тынянова о Пушкине*
* - Статья опубликована в журнале "Октябрь" No 8, 1937.
Источник: А. Гурштейн. Избранные статьи. М.: Советский писатель, 1959. С. 198 - 201.
Сканирование: А. А. Гурштейн.
Распознавание: В. Есаулов, апрель 2009 г.
Вышли две первые части романа Юрия Тынянова о Пушкине. В завершенном виде это должна
быть художественная биография великого русского поэта.
Читатель обращается с огромным интересом к роману Тынянова, потому что сам Пушкин, поэт
глубоко "автобиографический" в своем творчестве, не оставил нам своей художественной автобиографии.
В вышедших частях романа Тынянов доводит повествование приблизительно до пятнадцатилетнего
возраста Пушкина, до публичного экзамена в лицее, когда юный поэт выступил перед Державиным с
"Воспоминаниями в Царском селе". Книга Тынянова изображает таким образом,-- если вспомнить
поэтическую формулу Льва Толстого, -- "детство, отрочество и юность" Пушкина.
Но в изображении детских и отроческих лет своего героя Тынянов менее всего идет по путям,
проложенным в нашей литературе Л. Н. Толстым. В ряде существенных моментов автор пытается идти
вслед самому Пушкину, вслед его художественной прозе. Отличительной чертой пушкинской прозы,
черта эта нашла блистательное выражение во французской художественной литературе, у Мериме и
Стендаля, -- является то, что человеческое чувство, и переживание живописуется не изнутри, не через
психологический, а через; внешний рисунок, через рассказ о внешних событиях и происшествиях. Этим
путем идет обычно и Тынянов, но у него нет пушкинской прямоты, которая называет все своим именем,
которая в изображении предмета, указывает с логической последовательностью все его существенные
признаки.
Тынянов предпочитает идти стороной, окольными путями, существенные признаки у него
подчинены второстепенным. Это особенно сказывается в изображении самого Пушкина. Автор как бы
избегает встретиться с ним с глазу на глаз. Ведь неспроста Тынянов, почти ни разу не называет Пушкина
по имени, ограничиваясь упоминанием "он". Вот это постоянное обращение Тынянова к местоимению
вместо имени очень характерно для повествовательной его манеры. Непосредственному, прямому
рассказу он предпочитает, перифраз, игру на ассоциациях, повествование обиняками. Автор доходит, до
такой крайности, что порой кажется: его недомолвка, его умолчание вот сейчас перейдет в молчание.
Роман Тынянова является сугубо книжным, "литературным" романом, и не только потому, что он
повествует преимущественно о литературной жизни в России XIX века. "Литературность" его (которую
отнюдь не смешивать с литературщиной) заключается именно в том, что он весь построен на
литературных ассоциациях, на аналогиях и реминисценциях, на более широком литературном контексте.
Тынянов не только заставляет юного Пушкина ассоциировать восприятие призвания поэта со словами
французского поэта Пирона, но и первое пробуждение чувственной любви у него поясняет цитатой из
Стерна: Каламбур, игра слов, к которым Пушкин охотно прибегал в своих эпиграфах, занимают у
Тынянова большое место в самом тексте. "Литературность" проникает всю художественную ткань
тыняновского романа; И в этом его существенное отличие от так сказать, "первичной" художественной
литературы.
Взять; например. "Войну и мир" Толстого, роман, который рисует ту же эпоху. Толстой
непосредственно и так сказать, самостоятельно живописует эпоху,-- это источник, для непосредственного
художественного: её познания. Тыняновский же роман может служить, лишь дополнением в ряду других
литературных памятников; может объяснить нам то, что мы уже знаем помимо него. Тыняновский роман
заведомо рассчитан на знание читателем эпохи, на широкую способность к историко-культурным и
литературным ассоциациям. Это есть - художественное изъяснение эпохи.
И тем не менее книга Тынянова безусловно относится к лучшим книгам нашей советской
беллетристики последних лет. Она не только знакомит в увлекательной форме с биографией великого
русского поэта, с периодом его детства и юности. А Тынянову-исследователю, знатоку и тонкому
ценителю русской литературы, есть о чем рассказать. Он, в частности, по-новому освещает, роль лицея,
входившего как составная часть в преобразовательные, планы Сперанского, и первого его директора
Стр.1