Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 495610)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Искренняя повесть

0   0
Первый авторГурштейн Арон Шефтелевич
Страниц2
ID5589
Аннотация.
Кому рекомендованоЛитературная критика
Гурштейн, А.Ш. Искренняя повесть : Статья / А.Ш. Гурштейн .— 1936 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Арон Гурштейн Искренняя повесть * * - Статья впервые опубликована в газете "Правда" No 213(6819) 4 августа 1936 г. Источник: А. Гурштейн <...> , апрель 2009 г. Валентин Катаев написал новую книгу, которую озаглавил известным лермонтовским стихом: "Белеет парус одинокий". <...> Катаев пошел по пути, давно испытанному: он призвал себе на помощь свою память и .написал книгу о детстве. <...> наиболее близким писателю - в плане автобиографическом -- является, конечно, сын либерального "преподавателя среднеучебных заведений" Петя, Здесь таилась большая опасность для писателя: очень легко было превратить рассказ о своем детстве в обычную гимназическую повесть с традиционными гимназическими персонажами и -что всего страшнее!-- с гимназическим миросозерцанием (у нас иногда выходят такие книги, даже посвященные революции!) <...> Прекрасный лермонтовский стих, заученный еще с гимназических времен, не потерял для писателя своей подлинной социальной лиричности, своих живых голубых красок, широкого, свободного воздуха. <...> Время катаевского детства -- революционный 1905 год, год замечательной "генеральной репетиции". <...> Место -- Одесса, город, в 1905 году обессмертивший себя смелым и трагическим восстанием "Потемкина". <...> Они остро воспринимают раскрывающийся перед ними мир, окружающую действительность; они впервые приходят к своим обобщениям и социальным оценкам. <...> Два закадычных друга, сын учителя Петя, восьми с половиной лет, и девятилетний Гаврик, потомственный "черноморец", внук рыбака, выросли в разных частях большого города, в разной среде и по-разному воспринимают жизнь, которая вовлекает их в свой круг. <...> Перед детским взором Пети, как некий сказочный летучий голландец, вырастает в пустыне моря "светло-зеленый силуэт трехтрубного броненосца с красным флажком на мачте". <...> Пустой, без команды, с машинами; залитыми водой, со спущенным флагом восстания, тяжело ныряя в острой зыби, "Потемкин" медленно двигался <...>
Искренняя_повесть.pdf
Арон Гурштейн Искренняя повесть * * - Статья впервые опубликована в газете "Правда" No 213(6819) 4 августа 1936 г. Источник: А. Гурштейн. Избранные статьи. М.: Советский писатель, 1959. С. 193 - 197. Сканирование: А. А. Гурштейн. Распознавание: В. Есаулов, апрель 2009 г. Валентин Катаев написал новую книгу, которую озаглавил известным лермонтовским стихом: "Белеет парус одинокий". У каждого писателя было когда-то свое детство, у каждого писателя есть о детстве свои воспоминания. И Вал. Катаев пошел по пути, давно испытанному: он призвал себе на помощь свою память и .написал книгу о детстве. Из всех персонажей нового романа (вернее, повести) В. Катаева наиболее близким писателю - в плане автобиографическом -- является, конечно, сын либерального "преподавателя среднеучебных заведений" Петя, Здесь таилась большая опасность для писателя: очень легко было превратить рассказ о своем детстве в обычную гимназическую повесть с традиционными гимназическими персонажами и -что всего страшнее!-- с гимназическим миросозерцанием (у нас иногда выходят такие книги, даже посвященные революции!). Но этого не случилось. Прекрасный лермонтовский стих, заученный еще с гимназических времен, не потерял для писателя своей подлинной социальной лиричности, своих живых голубых красок, широкого, свободного воздуха. Время катаевского детства -- революционный 1905 год, год замечательной "генеральной репетиции". Место -- Одесса, город, в 1905 году обессмертивший себя смелым и трагическим восстанием "Потемкина". Основные герои романа Катаева -- дети. Они остро воспринимают раскрывающийся перед ними мир, окружающую действительность; они впервые приходят к своим обобщениям и социальным оценкам. Два закадычных друга, сын учителя Петя, восьми с половиной лет, и девятилетний Гаврик, потомственный "черноморец", внук рыбака, выросли в разных частях большого города, в разной среде и по-разному воспринимают жизнь, которая вовлекает их в свой круг. Перед детским взором Пети, как некий сказочный летучий голландец, вырастает в пустыне моря "светло-зеленый силуэт трехтрубного броненосца с красным флажком на мачте". Мятежный корабль вынужден был вскоре покориться. Как на аркане, тащила его на буксире из румынской Констанцы в Севастополь черноморская эскадра. "Пустой, без команды, с машинами; залитыми водой, со спущенным флагом восстания, тяжело ныряя в острой зыби, "Потемкин" медленно двигался, окруженный тесным конвоем дыма". С высоких берегов "молча смотрели ему вслед рабочие с экономии, солдаты пограничной стражи, рыбаки, батрачки..." Революция вошла в детское сознание Пети фантастическими очертаниями таинственного мятежного корабля. Выросший в другой социальной среде, рано познавший нищету и голод, друг Пети Гаврик гораздо реалистичней в своих ощущениях и переживаниях. Гаврик -- тоже ребенок, но жизнь его "была полна трудов и забот совершенно как у взрослого человека". Гаврик, несмотря на свои девять лет, был уже деятельным помощником, советчиком и опорой .своего старого деда. Мир эксплуатации и гнета уже реально встал перед мальчиком в образе базарной торговки "мадам" Стороженко, которая "сидела на своей детской скамеечке -- громадная, неприступная; каменная". Детский, непосредственный инстинкт Гаврика уже искажался заискивающей улыбкой подчинения. Но та же тяжелая реальность его нищенского существования и вскормила его чувство ненависти. В его детское сознание революция вступила уже не только своими фантастическими, сказочными очертаниями, как это было у мальчика Пети, почти его одногодка. Детская встреча Гаврика с революцией обладала всеми признаками реальности. Дети вовлекаются в события революционного года. Гаврик помогает матросу-потемкинцу укрыться, от полиции. Вместе с Петей они доставляют патроны боевикам. Дети непосредственно сталкиваются с людьми и делами революции. В обрисовке людей и дел революции -- наиболее слабая сторона книги Катаева. Катаевские
Стр.1