Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Заметки о творчестве Д. Бергельсона

0   0
Первый авторГурштейн Арон Шефтелевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID5586
Кому рекомендованоЛитературная критика
Гурштейн, А.Ш. Заметки о творчестве Д. Бергельсона : Статья / А.Ш. Гурштейн .— : [Б.и.], 1935 .— 6 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5586 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Арон Гурштейн Заметки о творчестве Д. <...> , апрель 2009 г. 1 В классических произведениях еврейской литературы XIX века нашли свое -- хотя и противоречивое, в меру социального понимания их авторов -- отражение значительные социальные процессы эпохи. <...> Первый из классиков еврейской литературы -- Менделе Мойхер-Сфорим (1836--1917) в своих лучших произведениях (60-е и 70-е годы XIX века) саркастически разоблачал наследие фантасмагорического средневековья в жизненном укладе и в культуре еврейской среды, ратуя за новые отношения растущего капиталистического общества. <...> В своем знаменитом "Путешествии Вениамина Третьего" Менделе пошел вслед за Сервантесом, повторив в отношении к современной ему действительности еврейского гетто пример гениального испанца. <...> Шолом Алейхем (1859--1916) живописал болезненный процесс приспособления еврейской мелкой и мельчайшей буржуазии к новому, капиталистическому укладу, создав тип "человека воздуха", иллюзорно пытающегося защитить себя от капиталистической действительности при помощи утрированного жеста и лихорадочного движения. <...> Перец (1851--1915), в известной мере приблизившись на одном из этих этапов своего зигзагообразного литературного развития (в 90-х годах прошлого века) к рабочему движению, создал в еврейской, литературе замечательную, острую реалистическую новеллу о. нуждах и гнете трудящихся, но с ростом противоречий капиталистического общества, уже вступившего в свою последнюю, империалистическую стадию, Перец перешел на позиции буржуазии, находя ответ на свои искания и запросы в индивидуализме и национализме. <...> Творчество Переца -- даже последнего периода -- было ярким художественным "свидетельством о бедности" капиталистической действительности. <...> Давид Бергельсон (родился в 1884 г.) как писатель вырос в идейном смысле под влиянием перецевских исканий. <...> Основные мотивы его творчества (досоветского периода) -- мотивы пессимизма <...>
Заметки_о_творчестве_Д._Бергельсона.pdf
Арон Гурштейн Заметки о творчестве Д. Бергельсона* * Статья опубликована в журнале "Красная новь" No 5, 1935. Источник: А. Гурштейн. Избранные статьи. М.: Советский писатель, 1959. С. 202 - 206. Сканирование: А. А. Гурштейн. Распознавание: В. Есаулов, апрель 2009 г. 1 В классических произведениях еврейской литературы XIX века нашли свое -- хотя и противоречивое, в меру социального понимания их авторов -- отражение значительные социальные процессы эпохи. Первый из классиков еврейской литературы -- Менделе Мойхер-Сфорим (1836--1917) в своих лучших произведениях (60-е и 70-е годы XIX века) саркастически разоблачал наследие фантасмагорического средневековья в жизненном укладе и в культуре еврейской среды, ратуя за новые отношения растущего капиталистического общества. В своем знаменитом "Путешествии Вениамина Третьего" Менделе пошел вслед за Сервантесом, повторив в отношении к современной ему действительности еврейского гетто пример гениального испанца. Шолом Алейхем (1859--1916) живописал болезненный процесс приспособления еврейской мелкой и мельчайшей буржуазии к новому, капиталистическому укладу, создав тип "человека воздуха", иллюзорно пытающегося защитить себя от капиталистической действительности при помощи утрированного жеста и лихорадочного движения. Перец (1851--1915), в известной мере приблизившись на одном из этих этапов своего зигзагообразного литературного развития (в 90-х годах прошлого века) к рабочему движению, создал в еврейской, литературе замечательную, острую реалистическую новеллу о. нуждах и гнете трудящихся, но с ростом противоречий капиталистического общества, уже вступившего в свою последнюю, империалистическую стадию, Перец перешел на позиции буржуазии, находя ответ на свои искания и запросы в индивидуализме и национализме. Оставаясь по существу в заколдованном кругу буржуазных исканий, Перец, однако, и в последний (реакционный) период своей литературной работы наносил своим творчеством (его объективным смыслом) удар буржуазно-мещанскому укладу, наносил удар господству "ночи на Старом рынке". Творчество Переца -- даже последнего периода -- было ярким художественным "свидетельством о бедности" капиталистической действительности. Давид Бергельсон (родился в 1884 г.) как писатель вырос в идейном смысле под влиянием перецевских исканий. Основные мотивы его творчества (досоветского периода) -- мотивы пессимизма, разочарования, отрицания действительности --пронизывали творчество Переца последней полосы его литературной, деятельности. Эти же мотивы разрабатывались в произведениях целого ряда еврейских писателей, выросших непосредственно под влиянием Переца. Но в творчестве Бергельсона (его досоветского периода) эти мотивы достигли наибольшего сгущения и наиболее пластического выражения. Идейный переход Переца на позиции буржуазии сопровождался в его творчестве усвоением европейского "модернизма", расцветшего в империалистическую эпоху. От стилизации религиозного фольклора Перец мечется к импрессионизму и символизму, "модернизм" начинает господствовать в еврейской буржуазной (и мелкобуржуазной) литературе. Развиваясь под влиянием Переца и откликаясь на интеллигентские искания своего времени, Бергельсон уже с самого начала обнаруживает большую самостоятельность в основных линиях своего творчества. В идейном отношений Бергельсон (досоветского периода) выделяется своей непричастностью к той националистической горячке, которая охватывала Переца, как и многих других представителей тогдашней еврейской буржуазной (и мелкобуржуазной) литературы. А в отношении художественной формы Бергельсон создает своеобразную модификацию импрессионизма с явственно прорывающейся из-под спуда реалистической струей, в отдельных моментах сближающей бергельсоновский рисунок с широким художественным письмом Шолом Алейхема.
Стр.1