Арон Гурштейн
Заметки о творчестве Д. <...> , апрель 2009 г.
1
В классических произведениях еврейской литературы XIX века нашли свое -- хотя и
противоречивое, в меру социального понимания их авторов -- отражение значительные социальные
процессы эпохи. <...> Первый из классиков еврейской литературы -- Менделе Мойхер-Сфорим (1836--1917) в своих
лучших произведениях (60-е и 70-е годы XIX века) саркастически разоблачал наследие
фантасмагорического средневековья в жизненном укладе и в культуре еврейской среды, ратуя за новые
отношения растущего капиталистического общества. <...> В своем знаменитом "Путешествии Вениамина
Третьего" Менделе пошел вслед за Сервантесом, повторив в отношении к современной ему
действительности еврейского гетто пример гениального испанца. <...> Шолом Алейхем (1859--1916) живописал болезненный процесс приспособления еврейской мелкой
и мельчайшей буржуазии к новому, капиталистическому укладу, создав тип "человека воздуха",
иллюзорно пытающегося защитить себя от капиталистической действительности при помощи
утрированного жеста и лихорадочного движения. <...> Перец (1851--1915), в известной мере приблизившись на одном из этих этапов своего
зигзагообразного литературного развития (в 90-х годах прошлого века) к рабочему движению, создал в
еврейской, литературе замечательную, острую реалистическую новеллу о. нуждах и гнете трудящихся, но
с ростом противоречий капиталистического общества, уже вступившего в свою последнюю,
империалистическую стадию, Перец перешел на позиции буржуазии, находя ответ на свои искания и
запросы в индивидуализме и национализме. <...> Творчество Переца -- даже последнего периода -- было ярким художественным
"свидетельством о бедности" капиталистической действительности. <...> Давид Бергельсон (родился в 1884 г.) как писатель вырос в идейном смысле под влиянием
перецевских исканий. <...> Основные мотивы его творчества (досоветского периода) -- мотивы пессимизма <...>
Заметки_о_творчестве_Д._Бергельсона.pdf
Арон Гурштейн
Заметки о творчестве Д. Бергельсона*
* Статья опубликована в журнале "Красная новь" No 5, 1935.
Источник: А. Гурштейн. Избранные статьи. М.: Советский писатель, 1959. С. 202 - 206.
Сканирование: А. А. Гурштейн.
Распознавание: В. Есаулов, апрель 2009 г.
1
В классических произведениях еврейской литературы XIX века нашли свое -- хотя и
противоречивое, в меру социального понимания их авторов -- отражение значительные социальные
процессы эпохи.
Первый из классиков еврейской литературы -- Менделе Мойхер-Сфорим (1836--1917) в своих
лучших произведениях (60-е и 70-е годы XIX века) саркастически разоблачал наследие
фантасмагорического средневековья в жизненном укладе и в культуре еврейской среды, ратуя за новые
отношения растущего капиталистического общества. В своем знаменитом "Путешествии Вениамина
Третьего" Менделе пошел вслед за Сервантесом, повторив в отношении к современной ему
действительности еврейского гетто пример гениального испанца.
Шолом Алейхем (1859--1916) живописал болезненный процесс приспособления еврейской мелкой
и мельчайшей буржуазии к новому, капиталистическому укладу, создав тип "человека воздуха",
иллюзорно пытающегося защитить себя от капиталистической действительности при помощи
утрированного жеста и лихорадочного движения.
Перец (1851--1915), в известной мере приблизившись на одном из этих этапов своего
зигзагообразного литературного развития (в 90-х годах прошлого века) к рабочему движению, создал в
еврейской, литературе замечательную, острую реалистическую новеллу о. нуждах и гнете трудящихся, но
с ростом противоречий капиталистического общества, уже вступившего в свою последнюю,
империалистическую стадию, Перец перешел на позиции буржуазии, находя ответ на свои искания и
запросы в индивидуализме и национализме. Оставаясь по существу в заколдованном кругу буржуазных
исканий, Перец, однако, и в последний (реакционный) период своей литературной работы наносил своим
творчеством (его объективным смыслом) удар буржуазно-мещанскому укладу, наносил удар господству
"ночи на Старом рынке". Творчество Переца -- даже последнего периода -- было ярким художественным
"свидетельством о бедности" капиталистической действительности.
Давид Бергельсон (родился в 1884 г.) как писатель вырос в идейном смысле под влиянием
перецевских исканий. Основные мотивы его творчества (досоветского периода) -- мотивы пессимизма,
разочарования, отрицания действительности --пронизывали творчество Переца последней полосы его
литературной, деятельности. Эти же мотивы разрабатывались в произведениях целого ряда еврейских
писателей, выросших непосредственно под влиянием Переца. Но в творчестве Бергельсона (его
досоветского периода) эти мотивы достигли наибольшего сгущения и наиболее пластического выражения.
Идейный переход Переца на позиции буржуазии сопровождался в его творчестве усвоением европейского
"модернизма", расцветшего в империалистическую эпоху. От стилизации религиозного фольклора Перец
мечется к импрессионизму и символизму, "модернизм" начинает господствовать в еврейской буржуазной
(и мелкобуржуазной) литературе. Развиваясь под влиянием Переца и откликаясь на интеллигентские
искания своего времени, Бергельсон уже с самого начала обнаруживает большую самостоятельность в
основных линиях своего творчества. В идейном отношений Бергельсон (досоветского периода)
выделяется своей непричастностью к той националистической горячке, которая охватывала Переца, как и
многих других представителей тогдашней еврейской буржуазной (и мелкобуржуазной) литературы. А в
отношении художественной формы Бергельсон создает своеобразную модификацию импрессионизма с
явственно прорывающейся из-под спуда реалистической струей, в отдельных моментах сближающей
бергельсоновский рисунок с широким художественным письмом Шолом Алейхема.
Стр.1