Наша земЛЯ САРОВСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ КАК БЫЛИ ОТКРЫТЫ А. М. <...> ПОдУРЕЦ С конца 1980-х гг. в Сарове действует добровольное общественное историческое объединение «Саровская пустынь». <...> Среди его разнообразной деятельности, направленной на изучение и популяризацию истории города, особое место занимает раскрытие саровских пещер, ныне известных далеко за пределами Сарова. <...> В сентябре 2006 г. автор был приглашен на Нижегородский областной музейный фестиваль в Городце. <...> Программа фестиваля была довольно обширная: выставки, конференция, встречи и т. д. <...> В числе прочего была запланирована презентация нового православного журнала «Саша и Шура», издаваемого Нижегородской епархией для детей. <...> Номер был посвящен 300-летнему юбилею Саровского монастыря, и всем участникам фестиваля раздали по журналу. <...> Вот он: «Долгое время святые пещеры Саровского монастыря находились в полном небрежении. <...> Вход в них был засыпан большим слоем земли и камней. <...> Ниже я постараюсь подробнее рассказать о том, как на самом деле были открыты саровские пещеры. <...> Ну какое современное «церковно-приходское» сочинение потерпит упоминание о том, что святые саровские пещеры раскопаны не воцерковленными людьми, а какими-то неогранизованными и даже в большинстве своем неверующими общественниками без соответствующего благословения и окормления!? <...> А теперь большинство саровских обывателей относится к пещерам как к чему-то если не всегда, то, по крайней мере, давно существовавшему, и наряду с другими монастырскими местами и постройками, составляющему привычный городской пейзаж. <...> Ясно, что деятельность «Саровской пустыни» начинает отходить в область истории и хотя бы поэтому требует какого-то описания. <...> Это был ход, начинающийся западнее нынешнего главного входа в пещеры, сейчас закрытый гаражами. <...> В первые годы своей деятельности объединение «Саровская пустынь», принимая во внимание огромную тягу жителей города к историческим знаниям, которая в свою очередь <...>