ГУРО, Елена, настоящее имя -- фон Нотенберг Элеонора Генриховна [1877, Петербург -- 23.IV.
(6.V).1913, Усикирко, Финляндия] -- поэт, драматург, прозаик. Печататься начала в 1905 г. Занималась
живописью, сама иллюстрировала свои произведения. В 1909 г. на вернисаже "Выставки картин
современной живописи" Г. и ее муж, композитор и художник М. В. Матюшин, познакомились с Д. и В.
Бурлюками, В. Каменским, Н. Кульбиным и другими т. н. левыми деятелями искусства. С 1910 г. Г. стала
сотрудничать в футуристических сборниках ("Садок судей", No 1 и 2, "Трое"), примкнула к группе
кубофутуристов. При жизни издала всего две книги -- "Шарманку" (1909) и "Осенний сон" (1912). В них
ощутимо формальное влияние символистов (в особенности А. Блока), но чуждое их устремленности к
"запредельному", к религиозным "безднам", к мистическому опыту. Ее творчество пронизывает
искренняя, порой застенчиво скрываемая любовь к жизни во всех ее проявлениях, которая чаще всего у
Г. трагична, поскольку буржуазно-мещанская повседневность вольно или невольно калечит и убивает
носителя этого "дара жизни". Трагизм мировосприятия, свойственный творчеству Г., был обусловлен и
причиной чисто личного характера: "...доля Елены Г. в том была, что потеряла мать единственного сынамладенца
и не могла смириться с горем. Елена Г. не поверила смерти сына, а вообразила, внушила, что
жив сын, продолжает жить около матери. И вот считает Елена Г. дни, недели, месяцы, годы сыну своему,
ежечасно видит его растущим; игрушки, книжки с картинками покупает ему и на его детский столик
кладет, и ему стихи, сказки сама пишет, рассказывает. И больше -- пишет с него портреты, одевая сына
по степени возраста" (Каменский В. Путь энтузиаста.-- С. 122). Памяти своего "незабвенного
единственного сына В. В. Нотенберга" Г. посвятила пьесу "Осенний сон". Главный герой ее -восемнадцатилетний
принц Гильом, он же барон Вильгельм фон Кранц, застенчивый, неуклюжий,
романтически настроенный юноша, отказавшийся от карьеры военного, медленно умирает от пустяковой
царапины, а на самом деле -- не вынеся тирании солдафона-отца и цинического подтрунивания друзей
над своей душевной незащищенностью.
Последняя, наиболее совершенная книга Г. "Небесные верблюжата" (1914) состоит из вещей,
написанных в основном в последние 2--3 года ее жизни. В ней нет жанровых разделов. В новеллах Г.
чередуются прозаические, стихотворные (рифмованные и нерифмованные), драматические отрывки.
Сюжет в общепринятом смысле слова в них отсутствует. В этих лирико-импрессионистических
повествованиях постоянно смешиваются прошлое, настоящее и будущее, действительность и мечта о
ней, предметы и ассоциации, которые они вызывают. Все эти разнородные элементы участвуют в
создании художественной "действительности" на равных правах.
Несмотря на дружеские отношения, связывавшие Г. с кубофутуристами, крайности футуризма:
словотворчество, эпатаж -- были чужды ей. И в литературе, и в жизни она держалась особняком.
Творчество ее ценили такие разные художники, как М. Горький и В. Маяковский.
Соч.: Шарманка. Пьесы, стихи, проза / Обложка и рисунки работы автора; Музыка к пьесе
"Арлекин" М. В. Матюшина.-- Пб., 1909; 2-е изд.-- Пб., 1914; Осенний сон. Пьеса в четырех действиях.-Пб.,
1912; Небесные верблюжата.-- Пб., 1914.
Лит.: Брюсов В. Год русской поэзии // Брюсов В. Избранные произведения.-- М., 1955.-- Т. II.-С.
266; Гусман Б. Е. Гуро // Гусман Б. 100 поэтов.-- М., 1923.-- С. 79-- 85; Xарджиев Н., Гриц Т. Е. Гуро:
К 25-летию со дня смерти // Книжные новости.-- 1938.-- No 7.-- С. 40--41; Каменский В. Путь
энтузиаста.--М., 1931.
В. И.Шевыряев
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.
Стр.1