Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 501193)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Гуро Елена: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц1
ID5575
АннотацияОб авторе (Гуро Елена).
Кому рекомендованоОб авторе
Гуро Елена: Биобиблиографическая справка [Электронный ресурс] : Статья .— 1990 .— 1 с. — Критика .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/5575

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГУРО, Елена, настоящее имя -- фон Нотенберг Элеонора Генриховна [1877, Петербург -- 23. <...> Печататься начала в 1905 г. Занималась живописью, сама иллюстрировала свои произведения. <...> В 1909 г. на вернисаже "Выставки картин современной живописи" Г. и ее муж, композитор и художник М. В. Матюшин, познакомились с Д. и В. <...> С 1910 г. Г. стала сотрудничать в футуристических сборниках ("Садок судей", No 1 и 2, "Трое"), примкнула к группе кубофутуристов. <...> В них ощутимо формальное влияние символистов (в особенности А. <...> Блока), но чуждое их устремленности к "запредельному", к религиозным "безднам", к мистическому опыту. <...> Г. трагична, поскольку буржуазно-мещанская повседневность вольно или невольно калечит и убивает носителя этого "дара жизни". <...> Трагизм мировосприятия, свойственный творчеству Г., был обусловлен и причиной чисто личного характера: "...доля Елены Г. в том была, что потеряла мать единственного сынамладенца и не могла смириться с горем. <...> Елена Г. не поверила смерти сына, а вообразила, внушила, что жив сын, продолжает жить около матери. <...> И вот считает Елена Г. дни, недели, месяцы, годы сыну своему, ежечасно видит его растущим; игрушки, книжки с картинками покупает ему и на его детский столик кладет, и ему стихи, сказки сама пишет, рассказывает. <...> И больше -- пишет с него портреты, одевая сына по степени возраста" (Каменский В. <...> Памяти своего "незабвенного единственного сына В. В. Нотенберга" Г. посвятила пьесу "Осенний сон". <...> Главный герой ее -восемнадцатилетний принц Гильом, он же барон Вильгельм фон Кранц, застенчивый, неуклюжий, романтически настроенный юноша, отказавшийся от карьеры военного, медленно умирает от пустяковой царапины, а на самом деле -- не вынеся тирании солдафона-отца и цинического подтрунивания друзей над своей душевной незащищенностью. <...> Последняя, наиболее совершенная книга Г. "Небесные верблюжата" (1914) состоит из вещей, написанных в основном в последние 2--3 года ее жизни. <...> В новеллах <...>
Гуро_Елена_Биобиблиографическая_справка.pdf
ГУРО, Елена, настоящее имя -- фон Нотенберг Элеонора Генриховна [1877, Петербург -- 23.IV. (6.V).1913, Усикирко, Финляндия] -- поэт, драматург, прозаик. Печататься начала в 1905 г. Занималась живописью, сама иллюстрировала свои произведения. В 1909 г. на вернисаже "Выставки картин современной живописи" Г. и ее муж, композитор и художник М. В. Матюшин, познакомились с Д. и В. Бурлюками, В. Каменским, Н. Кульбиным и другими т. н. левыми деятелями искусства. С 1910 г. Г. стала сотрудничать в футуристических сборниках ("Садок судей", No 1 и 2, "Трое"), примкнула к группе кубофутуристов. При жизни издала всего две книги -- "Шарманку" (1909) и "Осенний сон" (1912). В них ощутимо формальное влияние символистов (в особенности А. Блока), но чуждое их устремленности к "запредельному", к религиозным "безднам", к мистическому опыту. Ее творчество пронизывает искренняя, порой застенчиво скрываемая любовь к жизни во всех ее проявлениях, которая чаще всего у Г. трагична, поскольку буржуазно-мещанская повседневность вольно или невольно калечит и убивает носителя этого "дара жизни". Трагизм мировосприятия, свойственный творчеству Г., был обусловлен и причиной чисто личного характера: "...доля Елены Г. в том была, что потеряла мать единственного сынамладенца и не могла смириться с горем. Елена Г. не поверила смерти сына, а вообразила, внушила, что жив сын, продолжает жить около матери. И вот считает Елена Г. дни, недели, месяцы, годы сыну своему, ежечасно видит его растущим; игрушки, книжки с картинками покупает ему и на его детский столик кладет, и ему стихи, сказки сама пишет, рассказывает. И больше -- пишет с него портреты, одевая сына по степени возраста" (Каменский В. Путь энтузиаста.-- С. 122). Памяти своего "незабвенного единственного сына В. В. Нотенберга" Г. посвятила пьесу "Осенний сон". Главный герой ее -восемнадцатилетний принц Гильом, он же барон Вильгельм фон Кранц, застенчивый, неуклюжий, романтически настроенный юноша, отказавшийся от карьеры военного, медленно умирает от пустяковой царапины, а на самом деле -- не вынеся тирании солдафона-отца и цинического подтрунивания друзей над своей душевной незащищенностью. Последняя, наиболее совершенная книга Г. "Небесные верблюжата" (1914) состоит из вещей, написанных в основном в последние 2--3 года ее жизни. В ней нет жанровых разделов. В новеллах Г. чередуются прозаические, стихотворные (рифмованные и нерифмованные), драматические отрывки. Сюжет в общепринятом смысле слова в них отсутствует. В этих лирико-импрессионистических повествованиях постоянно смешиваются прошлое, настоящее и будущее, действительность и мечта о ней, предметы и ассоциации, которые они вызывают. Все эти разнородные элементы участвуют в создании художественной "действительности" на равных правах. Несмотря на дружеские отношения, связывавшие Г. с кубофутуристами, крайности футуризма: словотворчество, эпатаж -- были чужды ей. И в литературе, и в жизни она держалась особняком. Творчество ее ценили такие разные художники, как М. Горький и В. Маяковский. Соч.: Шарманка. Пьесы, стихи, проза / Обложка и рисунки работы автора; Музыка к пьесе "Арлекин" М. В. Матюшина.-- Пб., 1909; 2-е изд.-- Пб., 1914; Осенний сон. Пьеса в четырех действиях.-Пб., 1912; Небесные верблюжата.-- Пб., 1914. Лит.: Брюсов В. Год русской поэзии // Брюсов В. Избранные произведения.-- М., 1955.-- Т. II.-С. 266; Гусман Б. Е. Гуро // Гусман Б. 100 поэтов.-- М., 1923.-- С. 79-- 85; Xарджиев Н., Гриц Т. Е. Гуро: К 25-летию со дня смерти // Книжные новости.-- 1938.-- No 7.-- С. 40--41; Каменский В. Путь энтузиаста.--М., 1931. В. И.Шевыряев Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь. Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева. М., "Просвещение", 1990 OCR Бычков М. Н.
Стр.1