Я. К. Грот
Петр Великий как просветитель России
Петр Великий: pro et contra
СПб.: РХГИ, 2003. (Русский путь).
OCR Бычков М. Н.
Добер владатель несть у до волен, дабы об держал владательгтво в древнем его бытию.
Крижанич. Русское государство в половине XVII в. Ч. I. С. IV
Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый дабы в тебе могл явитися, никто в мире не надеялся, а о
являшемся весь мир удивился.
Слова и речи Феофана. Ч. II. С. 128
Важные минуты переживает ныне русский народ: воскрешая славнейшую эпоху его прошлого,
они снова сближают Россию с величайшим деятелем ее истории, настойчиво напоминают его великие,
далеко не вполне еще достигнутые просветительные цели. Восьмидесятимиллионное население
исполинской державы празднует достопамятный день, когда в русской земле впервые явилась та могучая
духовная сила, которая должна была оставить неизгладимые следы в судьбах целой Европы. И не одна
Россия, весь славянский мир в эти минуты с гордостью именует Петра своим. К общему земскому
торжеству присоединяется и Академия Наук, не потому только, что Петр -- ее творец, что мысль его до
сих пор отражается в каждом биении ее жизни, но потому преимущественно, что он был неутомимым
поборником высших интересов человечества, что он положил начало просвещению своей
могущественной нации и ввел ее в круг деятельных членов образованного мира. Вся жизнь его была труд,
забота, непрерывная борьба, но борьба, почти всегда оканчивавшаяся победой: борьба на жизнь и смерть с
собственного семьей, -- с сестрою, с супругой, с сыном; кровавая борьба с врагами внутренними и
внешними; наконец, упорная борьба с невежеством, предрассудками, суеверием, борьба под знаменем
идеи и истины. Вот самая почетная и самая плодотворная борьба, какую пришлось вести Петру; плоды
образования были существеннейшим результатом всех подвигов Великого, и этой-то вечнопамятной
заслуге его будет предпочтительно посвящено мое чтение.
Просветительные начала проводились Петром разнообразно: они являлись в личности его и
примере, в его законах и учреждениях, наконец в мерах, непосредственно направленных к
распространению образования путем училищ и литературы. При рассмотрении некоторых из этих сторон
деятельности Петра невозможно будет обойти и самого животрепещущего вопроса, так часто
занимающего потомство, вопроса о правильности и значении его образа действий.
Остановимся прежде всего на личности Петра, взглянем на собственное его образование, на
подготовку, с какою он приступил к великому делу, и на последующие его духовные успехи. Хотя о
воспитании его в детстве сохранилось мало известий, мы однако ж знаем довольно, чтобы судить о ходе и
характере развития Петра {Забелин И. Опыты изучения русских древностей. Детские годы Петра
Великого. М., 1872. С. 20 и след.}. Уже в раннем возрасте он носит печать нравственного величия и
гениальной своеобразности. В военных играх с своими сверстниками, какие бывали и при прежних
царевичах, он не хочет пользоваться преимуществами своего положения: он ставит себя на одну линию с
товарищами, несет с ними равную службу, начинает с нижних ее степеней, участвует вместе со всеми в
черной работе и для повышения подчиняется требованию действительной заслуги; посред забав он уже
служит делу и идее; привыкает к труду и лишениям, к правильному пониманию обязанностей и
отношений, без всякого лицеприятия. В ребенке Петре мы уже видим будущего карателя всякой
неправды. Постепенно, с каждым годом, он расширяет круг своих военных потех и более развивает их
значение, уже являясь единственным и беспримерным между всеми современниками, которые еще не
могут вполне понять глубокого смысла его поступков. Книжное учение Петра началось, вероятно, в
исходе трехлетнего возраста его в благодатной тишине уединения. Есть известие, что учитель его Зотов
очень рано успел заинтересовать его историческими рассказами с помощью картин (кунштов), не только
Стр.1