ГЛАВА 7 / ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА пейцев навязывать другим свое понимание демократии, расширение НАТО на Восток, а также попытки Запада переписать историю Второй мировой войны, поставить под сомнение решающий вклад СССР в победу над фашизмом. <...> Идеологической основой политического и социально-культурного измерения российской идентичности является идеологема «русской идеи», имеющая глубокие исторические корни в национальном сознании. <...> На основании исследований Института социологии был сделан вывод о подобии структуры постсоветской российской идентичности в начале XXI века и структуры российской идентичности в середине XIX века, во времена дискуссий западников, выступавших в роли модернистов-реформаторов, и славянофилов, игравших роль государственников-патерналистов. <...> В обоих случаях звучат очень схожие аргументы и сталкиваются одни и те же эмоции. <...> Славянофилы и западники воплощали элитарную дворянскую культуру, а генеральная выборка российского общества, опрошенная современными социологами, воплощает массовую культуру индустриальной цивилизации. <...> Тем не менее факт идейной переклички через полтора столетия свидетельствует о стабильности «русской идеи» в национальном менталитете россиян. <...> Российская библиосфера органически связана с национальными идеологемами, поскольку она является хранилищем книжности, где на русском языке выражена российская идентичность. <...> Именно в книжных фондах представлена многовековая эволюция русской идеи. <...> В XV веке зародилась православно-миссианская догма «Москва – Третий Рим», в XVIII веке была провозглашена имперская доктрина «Россия – европейская держава», в первой половине XIX века славянофилы выдвинули этническую, а не державную русскую идею. <...> Вторая половина позапрошлого века ознаменована историософской концепций Н.Я. Данилевского и пророчеством Ф.М. Достоевского, что «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное <...>