БИБЛИОСФЕРА И ИНФОСФЕРА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ произвол, цензура, запрет общественных объединений, изъятие из библиотек книг определенных авторов и т. п. <...> Преобразование измученной войнами, полуграмотной, патриархальной России в могучую, независимую и самодостаточную социалистическую державу – чрезвычайно сложная, почти утопическая задача, требующая чрезвычайных усилий и мобилизации интеллектуального потенциала страны, в том числе ресурсов библиосферы. <...> На практике руководящие принципы книжной коммуникации воплотились в свойственную тоталитаризму политику книжности и антикнижности. <...> Политика книжности заключалась в огосударствлении и регулировании издательской деятельности, формировании государственной и ведомственных библиотечных сетей, развитии государственной библиографии, подготовке идейно выдержанных кадров. <...> Проявлениями политики антикнижности были всеобъемлющая цензура, внедрение в библиотеках специальных хранилищ (спецхранов) и библиоцида (уничтожение идеологически враждебных изданий или их фрагментов). <...> Большевистское руководство буквально с первых дней провозглашения Советской власти уделяло повышенное внимание школьному и внешкольному коммунистическому воспитанию трудящихся масс и подрастающего поколения. <...> На основании этого декрета еще в 1917 году было закрыто 120 газет и журналов, признанных контрреволюционными, то есть антибольшевистскими; создан в январе 1918 года Революционный трибунал печати, имеющий право закрывать издательства, конфисковывать типографии, уничтожать тиражи и т. д. <...> А.В. Луначарский откровенно объяснял действия власти: «Слово есть оружие, и совершенно так же, как революционная власть не может допустить существования револьверов и пулеметов у каждого встречного 107 Принцип демагогичности современные исследователи большевизма толкуют следующим образом: «Сущность большевистской идеологии, которая рассматривается как сердцевина <...>