Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» С.Г. Суханов, В.Г. Черноземов СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ Учебное пособие Архангельск САФУ 2015 1 УДК [796.1:61](075) ББК 75.0я73 С91 Печатается по решению учебно-методического совета Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры физической культуры, спорта и медицинских знаний СевероВосточного государственного университета (г. Магадан) А.Л. Горбачев; доктор биологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского А.А. <...> Анатомическая изменчивость (принципы и факторы, фенотипические и генотипические маркеры) . <...> Общая и частная конституция человека, классификация с учетом возраста и пола. <...> Вегетативная нервная система и регуляция движений человека . <...> 127 3 Введение Спортивная морфология это наука, изучающая особенности строения тела спортсмена. <...> Важную роль в трактовке изменений органов и систем спортсменов сохраняет учение об общем адаптационном синдроме и «цене адаптации» в тренировочном процессе. <...> Научить оценивать биологический возраст и вариант развития детей и подростков 5 Углубленное изучение общих и частных вопросов спортивной морфологии актуально и практически значимо в университетском курсе подготовки специалистов в области физической культуры, включая адаптивную физическую культуру для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. <...> Определение и оценка анатомической нормы Принято считать, что «нормальная» анатомия является анатомией «идеального» или «условного» человека. <...> 7 2. анатомическая изменчивость (принципы и факторы, фенотипические и генотипические маркеры) Научное теоретическое обоснование проблемы индивидуальной анатомической <...>
Спортивная_морфология_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
С.Г. Суханов, В.Г. Черноземов
СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ
Учебное пособие
Архангельск
САФУ
2015
1
Стр.1
УДК [796.1:61](075)
ББК 75.0я73
С91
Печатается по решению учебно-методического совета
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры физической
культуры, спорта и медицинских знаний СевероВосточного
государственного университета (г. Магадан)
А.Л. Горбачев;
доктор биологических наук, профессор Ярославского государственного
педагогического университета имени
К.Д. Ушинского А.А. Мельников
С91
Суханов, С.Г.
Спортивная морфология: учебное пособие / С.Г. Суханов,
В.Г. Черноземов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: САФУ, 2015. – 130 с.
ISBN 978-5-261-01088-3
В учебном пособии изложены общие и частные вопросы морфологии
человека с учетом индивидуальных и возрастных особенностей,
влияния средовых факторов и спортивной специализации. Основное
внимание уделено строению опорно-двигательного аппарата, адаптационным
и патологическим изменениям опорных структур.
Рассмотрены эффекты воздействия регуляторных систем на пассивную
и активную части опорно-двигательного аппарата, а также роль
систем обеспечения мышечной деятельности (эндокринная и сердечно-сосудистая).
Для
студентов вузов (бакалавров и магистров) педагогических
специальностей по направлению медико-биологического сопровождения
физической культуры и спорта.
УДК [796.1:61](075)
ББК 75.0я73
ISBN 978-5-261-01088-3
© Суханов С.Г., Черноземов В.Г., 2015
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2015
2
Стр.2
Оглавление
Введение ........................................................................................
Глава 1. Индивидуальная анатомическая изменчивость.
Понятие конституции, ее характеристики ...........................
1. Определение и оценка анатомической нормы ......................
2. Анатомическая изменчивость (принципы и факторы, фенотипические
и генотипические маркеры) ...............................
3. Общая и частная конституция человека, классификация с
учетом возраста и пола................................................................
Глава 2. Индивидуальное развитие человека ......................
1. Периодизация онтогенеза человека .......................................
2. Биологический возраст и его критерии .................................
3. Внешняя среда и онтогенез человека ....................................
Глава 3. Опорно-двигательный аппарат ...............................
1. Опорные структуры и комплексы ..........................................
2. Анатомия гибкого остова оболочек тела
и висцеральных систем ...............................................................
3. Эволюционная морфология скелета ......................................
4. Факторы среды и патология опорно-двигательного
аппарата ........................................................................................
5. Скелетные мышцы, возрастная и типовая анатомия ...........
Глава 4. Системы, регулирующие движение .......................
1. Морфология двигательного анализатора ..............................
2. Мышечный тонус и его регуляция ........................................
3. Вегетативная нервная система и регуляция
движений человека ......................................................................
Глава 5. Системы, обеспечивающие движение ....................
1. Висцеральные системы, возрастная
и вариантная анатомия ................................................................
2. Обменные процессы и их регуляция
у спортсменов ...............................................................................
4
7
7
8
11
16
16
24
26
33
33
36
42
45
58
76
76
80
84
89
89
93
Приложение ................................................................................. 101
Библиографический список ......................................................... 127
3
Стр.3
Введение
Спортивная морфология это наука, изучающая особенности
строения тела спортсмена. П.К. Лысов и В.Г. Петрухин (2003) указывают,
что основоположником российской спортивной морфологии,
внесшим большой вклад в разработку теоретической анатомии
с учетом действия на организм физических нагрузок, по праву
считается известный анатом и педагог П.Ф. Лесгафт.
Известный советский анатом М.Ф. Иваницкий (2015) на кафедре
анатомии изучал проблемы функциональной анатомии применительно
к спортивной практике, создал курс динамической
анатомии, учитывавший технологии анатомического анализа
движений и положений тела спортсмена в ходе выполнения обычных
и спортивных движений. В этом курсе были заложены научные
основы «спортивной анатомии» или, как ее сейчас называют,
спортивной морфологии.
По данным П.К. Лысова и В.Г. Петрухина (2003), современную
систему разностороннего анатомо-физиологического обеспечения
физической культуры и спорта развил и обосновал Б.А. Никитюк.
Важную роль в трактовке изменений органов и систем спортсменов
сохраняет учение об общем адаптационном синдроме и «цене
адаптации» в тренировочном процессе. Учитывая важную роль
средовых факторов проявления адаптационных и дизадаптационных
изменений в организме спортсменов, необходимо акцентировать
внимание на региональных особенностях обитания (учитывать
факторы, связанные с высокими широтами, аридной зоной,
высокогорьем).
Среди интегративных медико-биологических проблем физической
культуры и спорта следует выделить изучение биологических
критериев надежности функционирования различных систем
и организма в целом под влиянием усиленной мышечной деятельности,
поиски способов повышения ее эффективности и профилактики
профессиональных заболеваний у спортсменов. Основные
задачи спортивной морфологии как научной и учебной дисциплины
были описаны Р.Н. Дороховым и В.П. Губой (2002):
4
Стр.4
Научная дисциплина
1. Выявить особенности изменений
органов, систем и организма в целом
под влиянием физических нагрузок
(тренировки)
2. Выявить сужение вариаций
соматических показателей
спортсменов различных видов
спорта по мере совершенствования
спортивного мастерства
3. Определить критерии первичного
отбора и ранней ориентации в видах
спорта
4. Выявить маркеры, определяющие
эффективную возможность развить
определенные физические качества
6. Определить, какие морфофункциональные
особенности
композиции тела препятствуют
достижению рекордных результатов
в кон кретных вилах спорта
5. Выявить особенности
телосложения, предопределяющие
достижения выдающихся
спортивных результатов
7. Определить, каковы критерии
отбора (морфологические,
типовые) наиболее перспективны и
информативны
8. Определить конкретные зоны
влияния соматического типа на
спортивный результат и зоны
влияния варианта биологического
развития
10. Определить возраст начала
систематических тренировок в
конкретных видах спорта
9. Определить, как связаны
морфологические и
функциональные показатели у
спортсменов
1. Дать представление об
основных общебиологических
процессах и реакциях организма
в ответ на внеш ние воздействия
(тренировки)
Учебная дисциплина
2. Научить правильно оценивать
изменения, связанные с
систематическими тренировками
3. Научить правильно
оценивать соматические типы с
использованием субъективных
и объективных методов
обследования лиц различного
пола и возраста
4. Научить оценивать компоненты
массы тела в различные
возрастные периоды
5. Обучить правильному
измерению силы мышц в
зависимости от положения тела
и позы
6. Обучить правильному
тестированию основных
физических качеств и их
тестографии
7. Научить самостоятельно
строить оценочные таблицы для
выявления соматического тина в
конкретной популяции
8. Уметь самостоятельно
разрабатывать комплексы
оздоровительных и спортивных
упражнений для лиц различных
соматических типов и вариантов
развития
9. Научить оценивать
биологический возраст и вариант
развития детей и подростков
5
Стр.5
Углубленное изучение общих и частных вопросов спортивной
морфологии актуально и практически значимо в университетском
курсе подготовки специалистов в области физической культуры,
включая адаптивную физическую культуру для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья.
6
Стр.6