Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Петербургский исторический журнал  / №3 2016

Из истории политической борьбы в начале XIX в.: нереализованный проект масонской реформы М. М. Сперанского (100,00 руб.)

0   0
Первый авторКучурин
Страниц13
ID553890
АннотацияВ 1810 г. Александр I через военного генерал-губернатора СанктПетербурга А. Д. Балашова объявил высочайшее соизволение на возобновление масонских лож1. О мотивах этого решения можно только догадываться. Предполагают, что Александр I планировал приступить к насаждению мистической идеологии в российском обществе, но предпочитал делать это тайно и постепенно2. В связи с этим не исключено и даже вполне вероятно, что он имел намерение посвятить себя в тайны масонства и использовать его в своих политических целях3. Гипотеза эта не представляется полностью надуманной, так как масонство с его идеей «единой вселенской религии», в которой «согласны между собой все без исключения люди», вне всякого сомнения, соответствовало «экуменическим» планам императора
УДК94(47).072
Кучурин, В.В. Из истории политической борьбы в начале XIX в.: нереализованный проект масонской реформы М. М. Сперанского / В.В. Кучурин // Петербургский исторический журнал .— 2016 .— №3 .— С. 6-18 .— URL: https://rucont.ru/efd/553890 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

072 В. В. Кучурин Из истории политической борьбы в начале XIX в.: нереализованный проект масонской реформы М. М. Сперанского В 1810 г. Александр I через военного генерал-губернатора СанктПетербурга А. Д. <...> Балашова объявил высочайшее соизволение на возобновление масонских лож1 . <...> Предполагают, что Александр I планировал приступить к насаждению мистической идеологии в российском обществе, но предпочитал делать это тайно и постепенно2 . <...> В связи с этим не исключено и даже вполне вероятно, что он имел намерение посвятить себя в тайны масонства и использовать его в своих политических целях3 . <...> Гипотеза эта не представляется полностью надуманной, так как масонство с его идеей «единой вселенской религии», в которой «согласны между собой все без исключения люди», вне всякого сомнения, соответствовало «экуменическим» планам императора. <...> Наряду с Балашовым важную роль в реализации этих планов сыграл знаменитый российский реформатор М. М. Сперанский. <...> В 1810 г. параллельно с общим реформированием государственного управления он разработал и предложил Александру I собственный проект масонской реформы. <...> Записка краткая историческая о начальном введении в России масонских лож… // Русская старина. <...> Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. <...> Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2016) В. В. Кучурин 7 К ее разработке Сперанский приступил во многом в связи с увлечением всякого рода мистическими и эзотерическими учениями, а также искренней верой «в перерождение мира посредством тайных обществ», в частности масонских, которыми он заинтересовался еще в 1803 (или 1804) г. Сперанский попросил тогда великого мастера санкт-петербургской ложи Умирающего сфинкса А. Ф. Лабзина ввести его в масонское братство. <...> Однако скрытный и недоверчивый Лабзин отказал новоявленному искателю масонских тайн. <...> В этой ситуации, и это точно установлено, Сперанский обратился к одному из руководителей масонов-розенкрейцеров екатерининского <...>