Saint-Petersburg Historical Journal N 2 (2016) УДК 929 Е. Н. Швейковская Александр Ильич Копанев (1915–1990): Служение истории Несколько биографических штрихов Александр Ильич Копанев родился 12 сентября 1915 г. в крестьянской семье дер. <...> И. исследовал тему о землевладении Белозерского края в XV–XVI вв. <...> 1 Свое кандидатское сочинение А. И. Копанев с успехом защитил 28 июня 1941 г., а уже 4 июля вступил в ряды народного ополчения. <...> Из большой крестьянской семьи: (Воспоминания младшего брата) // Александр Ильич Копанев: Сб. статей и воспоминаний. <...> Петербургский исторический журнал № 2 (2016) 140 Александр Ильич Копанев (1915–1990): Служение истории Соответствующая проверка, проведенная в г. Росток, установила отсутствие состава преступления при пленении Копанева, и он был направлен в воинскую часть для прохождения службы. <...> И. сосредоточил внимание на черносошной категории крестьян России, она в XVI–XVII вв. не находилась под властью частных феодалов, не подвергалась личной крепостной зависимости. <...> В аграрных обществах крестьяне большей или меньшей составной частью входят в социальные категории, а на определенных исторических этапах превалируют среди них. <...> В центре внимания ученых находились доминантные признаки, присущие крестьянству как историко-социальному 2 Александр Ильич Копанев: Сб. статей и воспоминаний. <...> Saint-Petersburg Historical Journal N 2 (2016) Е. Н. Швейковская 141 типу; они следующие — производство на земле для удовлетворения своих потребительских нужд и выполнения обязательств по отношению к носителям политической и экономической власти, нахождение на низшей ступени социальной иерархии, семейное хозяйство двора, деревенская культура. <...> Она выделяет 1970– 1980-е гг. в развитии отечественной историографии второй половины XX в., на которые пришелся «расцвет как раз региональных аграрных исследований (и монографических, и обобщающих), осветивших историю многих участков Русской земли, прежде всего таких, как Северо-Запад и Русский Север, осваивавшаяся с XVI <...>