Saint-Petersburg Historical Journal N 2 (2016) УДК 930 З. В. Дмитриева Александр Ильич Копанев как археограф1 . <...> Эта сторона творчества ученого отодвигает на второй план его деятельность как археографа, подготовившего к изданию сотни листов сложнейших текстов3 Александр Ильич Копанев хорошо известен как историограф крестьянства Русского Севера, как историк, развивавший точку зрения своего учителя И. И. Смирнова об особом статусе северного крестьянства2 . <...> И. многие годы возглавлял Ленинградское отделение Археографической комиссии Академии наук, и даже беглое знакомство с его публикациями, а их более 20, поражает разнообразием его археографических интересов. <...> Всё изданное ученым можно сгруппировать в три основные блока: 1) акты и юридические памятники; 2) материалы по истории крестьянства, в том числе мирская документация по определению тяглоспособности черносошных крестьян, северные писцовые книги и сотницы; 3) нарративные памятники. <...> 1 В основе статьи лежит доклад, прочитанный на заседании XIX Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XXI вв.: к 100- летию со дня рождения Александра Ильича Копанева», проходившей в Санкт-Петербурге 1–4 июня 2015 г. 2 Подробно об этом см. <...> Александр Ильич Копанев (1915–1990): служение истории (см. данный номер журнала, с. <...> 3 Об участии А. И. Копанева в археографических экспедициях см. <...> А. И. Копанев и традиции полевой археографии в Библиотеке Академии наук // Александр Ильич Копанев. <...> Петербургский исторический журнал № 2 (2016) 122 Александр Ильич Копанев как археограф Как археограф А. <...> В эти же годы под руководством С. Н. Валка велась ар. <...> С конца 1940-х гг. ленинградские и московские историки готовили фундаментальное академическое издание «Судебники XV–XVI веков»6 . <...> А. И. Копанев под руководством И. И. Смирнова пишет комментарии к Судебнику 1589 г. и совместно с З. Н. Савельевой составляет указатели под редакцией С. <...> И. «лучшими в издании судебников» и отметил источниковедческие <...>