Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Петербургский исторический журнал  / №4 2015

«Калязинская челобитная»: Замысел и историческая канва произведения (100,00 руб.)

0   0
Первый авторСедов
Страниц5
ID553827
Аннотация«Калязинская челобитная» — литературный памятник второй половины XVII в. — часто используется как хрестоматийный пример секуляризации русской культуры предпетровской поры. Исследователи видели в этом произведении демократическую сатиру с обличением нравов монашества. Подразумевалось, что такое произведение отражало острую критику церкви со стороны посадских людей1. По мнению В. П. Адриановой-Перетц, «Калязинская челобитная» «представляет сатирическую картину полного разложения монастырского быта», а ее автор «был уже достаточно затронут тем вольномыслием, которое в XVII в. порождало антиклерикальные и даже антирелигиозные настроения» и утратил «былое почтение к обрядовой стороне религии»2
УДК94(47).047
Седов, П.В. «Калязинская челобитная»: Замысел и историческая канва произведения / П.В. Седов // Петербургский исторический журнал .— 2015 .— №4 .— С. 6-10 .— URL: https://rucont.ru/efd/553827 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

047 П. В. Седов «Калязинская челобитная»: Замысел и историческая канва произведения «Калязинская челобитная» — литературный памятник второй половины XVII в. — часто используется как хрестоматийный пример секуляризации русской культуры предпетровской поры. <...> Исследователи видели в этом произведении демократическую сатиру с обличением нравов монашества. <...> Подразумевалось, что такое произведение отражало острую критику церкви со стороны посадских людей1 . <...> По мнению В. П. Адриановой-Перетц, «Калязинская челобитная» «представляет сатирическую картину полного разложения монастырского быта», а ее автор «был уже достаточно затронут тем вольномыслием, которое в XVII в. порождало антиклерикальные и даже антирелигиозные настроения» и утратил «былое почтение к обрядовой стороне религии»2 . <...> Попытаемся проверить антиклерикальный смысл произведения, написанного в форме челобитной от имени крылошан Троицкого Калязина монастыря. <...> Челобитная датирована 7185 (1676/1677) г., адресована архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону и содержит жалобу на своего архимандрита Гавриила. <...> Названные персонажи исторически достоверны: архиепископ Симеон занимал тверскую кафедру с 1676 по 1681 г., а Гавриил в эти же годы был каля1 Короткая Л. Л. <...> «Калязинская челобитная» как произведение антицерковной народной сатиры XVII века // Вопросы литературы. <...> Русская народная сатира // Фольклорные записки Горьковского государственного университета. <...> 7 зинским архимандритом, до перевода в настоятели Новоспасского монастыря в Москве3 «Калязинская челобитная» является причудливым смешением правдоподобных и даже совершенно точных деталей с литературным вымыслом и дерзкой выдумкой. <...> Косвенные данные позволяют считать автором произведения человека, знакомого с монашеской жизнью, может быть, монаха того же монастыря. <...> В другом месте челобитной читаем: «…коли мы <…> до полуночи у пивного ведра засидимся и на утро встать не можем <…>, и тогда мы немножко <...>