Кацва ДРЕВНЯЯ РУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ В августе 2015 г. вышли из печати новые учебники истории России для средней школы, подготовленные в соответствии с принятым Историко-культурным стандартом (ИКС), подготовленным в 2013 г., и победившие на проведенном весной 2015 г. конкурсе. <...> Победу одержали линейки учебников, подготовленные издательствами «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово». <...> Что же представляют собой предназначенные для шестиклассников учебники с методической и исторической точки зрения? <...> Во всех учебниках есть вопросы и задания после параграфов и внутри © Л.А. Кацва, 2016. <...> Вопросы, вынесенные вперед, отличаются от обычных вопросов после параграфа большей обобщенностью и расплывчатостью («Как шло переселение?», «Как жили восточные славяне?» <...> «Как складывались отношения русских земель со степняками-половцами?», «Что представляло собой средневековое Литовское государство? <...> »). Подобные формулировки ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Древняя Русь в современных школьных учебниках допускают ответы: «Переселение шло успешно, быстро, медленно, славяне жили замечательно», и т. п. <...> 59 приведен вопрос: «Какие политические и духовные основы Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнее положение, сделали его частью Европы? <...> 48 заставляет школьников действовать в рамках совершенно антиисторичного противопоставления: «Первые русские князья были завоевателями или хозяевами русской земли? <...> » Предложены три варианта ответа: «А) Киевские князья занимались прежде всего торговлей, политическими вопросами они интересовались только в связи с хозяйственной деятельностью; Б) Династия Рюриковичей полностью подчинила славян и держала их в положении рабов; и В) Первые русские князья создали государство, опираясь на достижения славян, при этом они были больше завоевателями и торговцами, чем хозяевами и защитниками Русской земли». <...> В-третьих, ни один из этих вариантов не отвечает прямо на поставленный <...>