НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТОС И ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В МОЛОДОЙ ПОЛЬСКОЙ ПРОЗЕ 2000-Х гг. <...> Ключевые слова: молодая польская проза, историческая память, национальный этос, бремя романтического дискурса, самоощущение, депрессия, сарказм, протест, палимпсест. <...> В статье анализируется молодая польская проза 2000-х гг. с точки зрения бытования в постсоциалистической Польше национального этоса. <...> Молодые прозаики дают необычайно мрачную картину сознания своих ровесников, которые, с одной стороны, пережили «разлом» между социализмом и капитализмом, с другой — оказались лишены традиционного для Польши опыта романтики общественного сопротивления. <...> Это вызывает депрессивные настроения, внутренний протест, потребность в сарказме. <...> После 1989 г., с достижением Польшей полной государственной независимости, польская литература исчерпала свое основное до сих пор предназначение — обязанность служения национальному делу. <...> В результате критерий «польскости» в качестве главного способа самоидентификации утратил для культуры былую значимость, определенность и самодостаточность, и проза поколения, вступившего в польскую литературу в 1990-х гг., практически полностью отошла © И.Е. Адельгейм, 2016 34 от проблем национального этоса. <...> Молодые авторы, воспользовавшись освобождением художественного сознания от расщепленности между официальной идеологией и этикой оппозиции, от коммуникационного тупика, к которому вел польскую литературу доминировавший с середины 1970-х гг. принцип ангажированности, обратились к проблемам памяти, взросления, «малой родины», механизмам ностальгии и меланхолии, освоению «отложенного» в условиях политической несвободы постмодернистского инструментария и пр. <...> ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Заложники крепости Словно бы в противовес этому, молодые прозаики 2000-х гг. практически полностью сосредотачиваются на болезненном состоянии сознания своих ровесников, одной из важнейших составляющих которого <...>