Бочаров «ВИНЕГРЕТ, А НЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ НА МОРЕ»: ФИЛЬМ С.М. <...> ЭЙЗЕНШТЕЙНА «БРОНЕНОСЕЦ “ПОТЕМКИН”» ПОД ОГНЕМ КРИТИКИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ Кинематограф стал проникать в жизнь армии и флота Российской империи к концу первого десятилетия XX в. <...> Взаимодействие морского ведомства и кинематографических фирм носило активный и плодотворный характер [Бочаров, 2002; 2013; 2014]. <...> Сотрудничество военно-морского флота и кинематографа продолжилось и в советский период. <...> Одной из страниц этого сотрудничества явилось участие флота в съемках фильма режиссера С.М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”». <...> В числе их были в первую очередь военные моряки, увидевшие в картине немало неточ192 ностей и даже нелепостей в изображении морского быта и подробностей жизни на корабле. <...> Критике военных моряков содержания фильма Эйзенштейна и будет посвящена наша статья. <...> Но прежде несколько слов об участии флота в создании картины. <...> В июле 1925 г. комиссар Штаба Рабоче-Крестьянского Красного Флота В.П. <...> Зофа обратился к комиссару Штаба Черноморского флота и коИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА «Винегрет, а не воспроизведение исторического события на море» мандиру Севастопольского военного порта с предложением оказать содействие в съемках эпизодов художественного фильма о событиях 1905 г. на Черном море. <...> Один из документов содержит резолюцию Зофа с требованиями «оказать всевозможное содействие» съемкам и даже привлечь к этому Исторический отдел Штаба РККФ с целью участия в составлении сценария [РГАВМФ. <...> «Всевозможное содействие», несомненно, предполагало и консультации военных моряков по поводу различных деталей содержания будущего фильма. <...> 20 октября 1925 г. съемочная группа фильма прибыла в Севастополь. «<…> для того, чтобы сделать картину вокруг броненосца — всё же нужен броненосец», — писал позднее Эйзенштейн [Эйзенштейн, 1997: 118]. <...> Снимать на реальном «Потемкине» было невозможно: старый броненосец находился уже в стадии разделки <...>