Панарин ЭДВАРД САИД: КНИГА СОФИЗМОВ Вклад Саида и сам его творческий гений во многом заключается <…> в том, что он полемику поставил выше исследования, этого непременного основания гуманитарного знания. <...> В статье, наверное, уже в тысячный раз, речь пойдет об «Ориентализме» Эдварда Вади Саида, в 1978–1980 гг. опубликованном сразу несколькими издательствами. <...> Переиздания «Ориентализма» и другие произведения Саида не добавляют ничего существенного к содержанию и накалу полемики вокруг его главной книги, и я их касаться не буду. <...> На ее историографическом контексте я не останавливаюсь изИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Эдвард Саид: книга софизмов за его скудости. <...> I Одна причина, побудившая меня к написанию статьи, заключается в той силе негодования, которую у меня вызывал «Ориентализм» в процессе чтения. <...> При встрече с новым человеком, новой страной, новой идеей и т. д. я в первую 2 Это единственное исключение — схема генезиса основных идей «Ориентализма», предложенная Верой Тольц: школа барона Розена → Сергей Ольденбург → статья «Востоковедение» во втором издании «Большой советской энциклопедии» → Анвар Абдель Малек → Эвард Саид [Tolz, 2008]. <...> Первоначальным мотивом, подвигнувшим меня в 2010 г. засесть наконец за «Ориентализм», было элементарное желание ликвидировать пробел в образовании. <...> В итоге набралось более ста страниц своеобразного 79 № 2(3) 2015 С.А. Панарин диалога; и меньшая их часть — в сокращенном и заново структурированном виде — составит основное содержание этой статьи. <...> В конце концов, я сам опубликовал в 1993 г. статью об изъянах восприятия русскими восточных народов [Панарин, 1993]. <...> (Правда, я старался показать в ней, что эти изъяны не были чем-то вечносущим, каким у Саида предстает западное восприятие Востока, изменялись со сменой эпох и далеко не всегда были принижающими Восток. <...> См. также весьма содержательный анализ западных, восточных и российских текстов за и против Саида, сделанный Вероникой Цибенко [Цибенко <...>