А.В. Гринёв НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ИСТОРИКА О ПРОБЛЕМАХ НАУКОМЕТРИИ В советское время и в первые два десятилетия постсоветского периода наука в вузах традиционно занимала третье по значимости место после учебной и учебно-методической работы. <...> Однако с начала 2010-х гг. ситуация постепенно стала меняться, и внимание вузовской администрации всё чаще начинают привлекать показатели НИР, которые становятся важным критерием при аттестации того или иного университета, определении его места в рейтинге вузов и общей оценке его престижности. <...> Неудивительно, что параллельно возрастает значение такой дисциплины, как наукометрия, которая превращается в один из главных инструментов для всесторонней оценки научной деятельности как отдельного преподавателя, так и ППС вуза в целом. <...> Наукометрия — дисциплина, изучающая развитие науки через разнообразные измерения и статистическую обработку научной 64 информации в основном библиографического порядка (количество опубликованных научных статей, цитируемость автора и т. д.) <...> . Сам термин «наукометрия» был введен еще в 1969 г. В.В. Налимовым и З.М. Мульченко, хотя попытки «обсчитать» результаты научной деятельности предпринимались и ранее, прежде всего на Западе, когда Дирек Прайс (Derek J. Price) и особенно Юджин Гарфильд (Eugene Garfield) стали широко применять количественные методы для изучения эволюции науки. <...> С той поры наукометрия продвинулась далеко вперед, составляя вместе с библиометрией и вебометрикой (от англ. webometrics — дисциплина, исследующая количественные аспекты информационных ресурсов интернета) [Almind, Ingwersen, 1997; Thelvall, 2012 и др.] важную интегральную часть инИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Некоторые размышления университетского историка о проблемах наукометрии фометрии. <...> Наряду с простым подсчетом количества научных работ и индексом цитирования (который учитывает число ссылок на работы конкретного ученого) появились новые инструменты наукометрического <...>