Чтобы вызвать прошлое в форме образа, надо иметь способность отвлекаться от настоящего действия, надо уметь придавать цену бесполезному, нужна воля к грезам. <...> Бергсон Две формы памяти Первым импульсом к написанию этой статьи было чувство несправедливости при прочтении статьи мнемоника О. Степанова <...> , в которой была задета профессиональная честь Френсис Амели Йейтс (1899–1981), знаменитого историка «варбургской школы», которая и открыла тему истории европейской мнемотехники. <...> Книга Фрэнсис Йейтс — это что-то вроде выполнения домашнего задания по теме. <...> Она сама не понимала мнемонику и не смогла ее воспринять, но добросовестно описала все источники <.> <...> Перечитывая книгу Патрика Хаттона «История как искусство памяти», я обнаружил у автора ту же оценку. <...> В главе «Новое открытие Искусства памяти», отдав дань заслугам Френсис Йейтс в области архивных изысканий, он пишет, что, несмотря на огромную работу по охвату массива источников почти 2000-летнего периода, Йейтс не смогла обнаружить «историческую связь между мнемоникой и более широкой проблемой коллективной памяти»2 . <...> Далее Хаттон дает ретроспективный обзор идей (от Вико до Гадамера), которые легли в основу «действительно научного» ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Историческая память: конструкция или реконструкция? подхода к изучению способов и целей репрезентации прошлого. <...> Он убедительно показывает, что только сложный, фундированный философскими, психологическими и социологическими теориями методологический инструментарий позволяет историкам подобраться к корректной постановке задач в своей предметной области. <...> Приведу цитату, иллюстрирующую (по мнению этого специалиста по мнемонике) технологическую некомпетентность Йейтс: Умиляет цитата из «Феникса» Раввены, где Фрэнсис делится своими умозаключениями: «Чтобы запомнить, что завещание не имеет силы без семи свидетелей, говорит Петр, мы можем вообразить сцену, в которой завещатель диктует свою <...>