космонавтика НОВЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ Дмитрий Воронцов, Игорь Афанасьев Старт ракеты-носителя Falcon 9 FT Крупнейшие космические державы обновляют парк ракет-носителей достаточно регулярно, примерно каждые двадцать лет. <...> Гораздо интереснее разобраться в том, что влияет на принятие решений о создании новых средств выведения и как формируется их облик. <...> Тенденции рынка За последние годы ситуация на рынке коммерческих запусков изменилась. <...> Одна из причин снижения скорости роста телекоммуникационных спутников – появление аппаратов, использующих для перевода с геопереходной (ГПО) на геостационарную орбиту (ГСО) экономичные электроракетные двигатели (ЭРД) вместо жидкостных (ЖРД), работающих на химическом топливе. <...> Современные ЭРД имеют скорость истечения рабочего тела на порядок выше (т. е. они на порядок экономичнее жидкостных двигателей), что позво* Именно эти аппараты формируют наиболее доходный сектор коммерческого сегмента пускового рынка №4 2 0 1 6 г №4 2016 г. ляет в разы снизить расход топлива, заменив сэкономленную массу целевым оборудованием или существенно облегчив космический аппарат на старте. <...> Вторая причина – появление на рынке нового провайдера пусковых услуг, американской частной компании Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), основанной в 2002 году Илоном Маском (Elon Musk). <...> Поначалу на её попытки завоевания рынка смотрели свысока, поскольку даже самый мощный носитель Falcon 9 по показателю выводимой на ГПО полезной нагрузки мог конкурировать разве что с «Союзом-STБ», стартующим из Куру. <...> Однако к настоящему времени SpaceX вышла на лидирующие позиции с ракетой Falcon 9 FT, которая способна доставлять на ГПО аппараты массой от 5,5 до 8,3 т, причём компания утверждает, что может проводить 10-12 пусков в год с перспективой дальнейшего роста до 24 или даже до 40 миссий! <...> Но операторов пугает не вектор ценовой политики компании, а… неопределённость: никто не может сказать, как быстро будут снижаться цены на пусковые <...>