аналитика аналитика • комментарии омментарии • обзоры обзоры ГОРДОСТЬ И ТРАГЕДИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ НК-93 Роман Шафеев С появлением турбореактивных двигателей и их массовым внедрением в гражданскую авиацию резко возросли скорости самолетов. <...> До городов, удаленных на тысячи километров, стало возможным добраться за считанные часы. <...> Однако довольно скоро стало ясно, что коммерческим перевозчикам не менее важен такой параметр, как экономичность. <...> Обычные турбореактивные двигатели (ТРД) не отличались экономичностью даже по требованиям 1950-х – 1960-х гг. <...> Постепенно конструкторы пришли к созданию более экономичных по сравнению с ТРД турбовинтовых двигателей (ТВД) и двухконтурных турбореактивных двигателей (ДТРД или ТРДД). <...> В них воздушный поток попадает в компрессор низкого давления, после чего часть потока проходит по обычной схеме через турбокомпрессор, а остальная часть (холодная) проходит через внешний контур и выбрасывается без сгорания, создавая дополнительную тягу. <...> В результате снижается температура выходного газа, снижается расход топлива и уменьшается шум двигателя. <...> Отношение количества воздуха, прошедшего через внешний контур, к количеству прошедшего через внутренний контур воздуха называется степенью двухконтурности. <...> ТРДД с высокой (выше 2) степенью двухконтурности часто называют турбовентиляторным двигателем (ТВРД). <...> Такие двигатели являются очень экономичными, главным образом из-за того, что в отличие от обычного двухконтурного двигателя давление и высокая температура реактивной струи не теряются на выходе из двигателя, а преобразуются во вращение вентилятора. <...> Вентилятор, в свою очередь, создает дополнительную тягу, в конечном счете, это приводит к повышению КПД. <...> Вентилятор ТВРД может создавать до 70-80 % всей тяги двигателя. <...> Вместе с преимуществами у ТВРД есть и недостатки, в частности, большие масса и габариты, в особенности большой диаметр вентилятора <...>