аналитика аналитика • комментарии омментарии • обзоры обзоры САМОЛЕТЫ-ЗАПРАВЩИКИ Евгений Шолков Н ачало эры авиации ознаменовалось и стремлением к рекордным достижениям, в первую очередь, на время и дальность полёта. <...> Рост мощности силовых установок повышал энерговооруженность летательных аппаратов (ЛА), но неминуемо сказывался на расходе топлива, объём которого определялся допустимой взлётной массой самолёта – на самой заре становления этого технического чуда назревал системный кризис в авиации. <...> Конечно, рекордные полёты на дальность позволяли отказаться от полезного груза и прочих «ненужных» вещей в пользу дополнительного топлива, но это были всего лишь рекорды, не имеющие ничего общего с обещанным коммерческим успехом. <...> Оптимальный баланс между массой полезного груза и объёмом топлива на борту отчасти решал «коммерческие» проблемы, но не исчерпывал всех сторон системного кризиса. <...> Эксперименты пионеров-авиаторов показали, что в условиях установившегося полёта масса самолёта может превышать максимально допустимую взлётную массу, ограниченную и сложностью проведения ЛА первой фазы полёта – безопасного взлета. <...> Вверху: танкер С-130 заправляет топливом истребители F-35C 34 34 ИСТОРИЯ ВОПРОСА – ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Первые попытки Родоначальниками передачи (именно, передачи, а не дозаправки в полном смысле) топлива в полёте принято считать английских пилотов-смельчаков, которые ещё в 1912 г. пытались осуществить эту идею путем непосредственной передачи топлива на другой самолёт в канистрах, спускаемых на тросе. <...> Некоторые источники без документальных подтверждений, как исторический факт, утверждают, что «первые успешные эксперименты в этой области (но с помощью топливных шлангов) были осуществлены в России ещё в 1916 г». <...> Первая ручная заправка между самолё тами DH. <...> 4 23 июня 1923 г. А э р о к о с м и ч е с к о е о б о з р е н и е Аэрокосмическое обозрение боевая авиация Заправка в рекордном полё те 1-7 января <...>