Поволжский регион МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ УДК 629.34 А. С. Вашурин, Л. Н. Орлов, М. К. Чегуров ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ПАССИВНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ВАХТОВЫХ АВТОБУСОВ Аннотация. <...> Известно, что одним из наиболее опасных видов ДТП с автобусами является опрокидывание. <...> К силовой структуре кузовов многоместных пассажирских транспортных средств предъявляются требования, регламентированные Правилами ЕЭК ООН № 66. <...> Отдельную специфическую группу составляют вахтовые автобусы на шасси грузовых автомобилей, предназначенные для эксплуатации в жестких природно-климатических условиях. <...> Поэтому возникает актуальная задача оценки их пассивной безопасности во всем температурном диапазоне эксплуатации автобусов. <...> В работе обоснован выбор диапазона температурных условий эксплуатации автобусов данного типа. <...> Расчетные исследования по оценке пассивной безопасности кузовов автобусов выполнены методом конечных элементов. <...> Экспериментальные зависимости получены на современном поверенном оборудовании. <...> Получены экспериментальные зависимости прочностных характеристик применяемых в кузовах материалов от температуры. <...> Разработаны подробные конечно-элементные модели кузовов рассматриваемых вахтовых автобусов. <...> Получены результаты исследования пассивной безопасности их кузовов в диапазоне температур эксплуатации автобуса. <...> Доказана необходимость проведения оценки пассивной безопасности во всем температурном диапазоне эксплуатации автобуса. <...> Ключевые слова: пассивная безопасность, автобус, кузов из многослойных панелей, влияние температурных условий. <...> Chegurov ESTIMATION OF TEMPERATURE CONDITIONS’ INFLUENCE ON PASSIVE SAFETY OF SHIFT-BUSES Abstract. <...> It is well known that one of the most dangerous types of road accidents with buses is a rollover. <...> The specific shift-buses on truck chassis present a separate group of buses and are designed to be used in harsh climatic conditions. <...> Therefore there is an urgent task consisting in assessment of buses’ passive safety in the entire temperature range at operating conditions. <...> Research of shift-buses passive safety was made by the finite element method. <...> The work includes the results of the study <...>