№ 2 (34), 2015 УДК 316.752, 316.34/35 В. П. Воробьев, А. А. Скворцова ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ЦЕННОСТНО ДЕТЕРМИНИРУЕМАЯ ОБЩНОСТЬ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Аннотация. <...> Исследование ценностных ориентаций вузовских преподавателей актуально ввиду того, что ценности не только характеризуют специфику профессиональных групп, но и выступают в качестве индикатора процессов общественного развития. <...> Цель данного исследования – проанализировать фактическое ценностное самоопределение преподавателей вуза и на этой основе определить степень включенности данной профессиональной группы в более широкую общность, традиционно характеризуемую как интеллигенция. <...> Основанием исследования послужил анализ научных работ по проблемам эволюции социальных функций представителей умственного труда в современных условиях. <...> В качестве эмпирического материала были использованы итоги авторского массового опроса, проведенного среди вузовских преподавателей четырех регионов Приволжского федерального округа. <...> Предложен авторский вариант перехода к континуальным моделям описания данной общности. <...> В результате эмпирического исследования (n = 545) определена иерархия ценностных ориентаций современного преподавателя вуза; проанализированы гендерные различия в ценностных ориентациях. <...> Интеллигенция представляет собой ценностно детерминируемую группу, специфические функции которой связаны не только с воспроизводством культуры, но и с критическим анализом альтернатив развития общества. <...> С этой точки зрения профессиональная группа преподавателей вузов может быть рассмотрена как общность, в той или иной мере приближающаяся к стандартам подлинной интеллигентности. <...> Опыт социологического исследования ценностей преподавателей провинциальных вузов показал, что при описании обязательных функций вузовского преподавателя респонденты близки к идеальным стандартам интеллигентности. <...> В то же время, характеризуя <...>