Барсукова, Г. П. Редя СОВЕСТЬ В ПОНИМАНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАССОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ Аннотация. <...> Идет период становления новых нравственных ценностей, которые пока еще полностью не утвердились в общественном сознании и поведении людей. <...> В связи с этим в данной ситуации именно совесть выступает основным регулятором поведения человека, оказывая влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. <...> Совестью нации в исторические переломные моменты стремилась быть российская интеллигенция. <...> Реализация исследовательских задач была достигнута на основе количественного и качественного анализа опросов представителей массовой интеллигенции – педагогов и врачей – методом незаконченного предложения и проверкой на достоверность различий методом математической статистики Фишера. <...> Исследованы особенности представлений о совести у представителей массовой интеллигенции – педагогов и врачей, проанализированы содержание ядра и периферии социальных представлений о совести. <...> Выявлено, что врачи в большей степени склонны относить совесть к проявлению внутреннего переживания по поводу соответствия своих поступков и взглядов своему идеальному «Я», а педагогические работники в понимании совести чаще ориентируются на нормы и правила общества. <...> Такие идеалы гражданского общества, как свобода, ответственность, нравственная зрелость, способны поддержать около 20 % врачей и 15 % педагогов. <...> Redya CONSCIENCE IN UNDERSTANDING OF REPRESENTATIVES OF THE MASS INTELLECTUALS Abstract. <...> In this regard, in this situation the conscience acts as the main regulator of person’s behavior, having an impact on the system of values, the moral choice, being shown in concrete acts. <...> At historical turning points the Russian intellectuals sought to be the conscience of the nation. <...> The work purpose is to detect peculiarities in the ideas of conscience by doctors and teachers. <...> Realization of the research tasks was achieved on the basis of the quantitative and qualitative analyses of surveys filled by representatives of the mass intellectuals – teachers and doctors – carried out by the method <...>