Родионов, С. А. Макарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. <...> Проблема формирования мотивационно ориентированной образовательной среды особенно актуальна для учреждений системы дополнительного образования детей, образовательная среда которых имеет полифункциональный характер и изначально ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и потребностями. <...> При этом дополнительные образовательные программы, обладающие значительной степенью вариативности, изначально далеко не всегда могут иметь конкретизированные образовательные цели и жестко фиксированные образовательные результаты, что вносит существенные коррективы в работу по формированию мотивационно ориентированной образовательной среды. <...> Соответственно, целью описываемого исследования является определение методологических основ проектирования мотивационно ориентированной среды учреждения дополнительного образования, учитывающих ее специфику и перспективы развития. <...> В качестве ведущего методологического подхода в рассматриваемом исследовании используется средоориентированный подход, переносящий основной акцент с непосредственного воздействия педагога на личность ребенка в область формирования образовательной среды, в которой «естественным путем» происходят его самообучение, саморазвитие и самореализация. <...> При этом, в соответствии с идеологией В. А. Ясвина, взаимосвязанное проектирование каждого из компонентов образовательной среды осуществляется в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса. <...> Анализ педагогической литературы <...>