Поволжский регион УДК 372.853 Р. В. Майер АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ СЛОЖНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПЭВМ Аннотация. <...> Создание новых учебников и учебных пособий по физике требует совершенствования объективных методов контент-анализа, определения информативности и сложности текста. <...> Цель работы – выявить наиболее важные характеристики учебного физического текста, разработать и апробировать методику измерения количества различных видов информации в текстах и ее сложности с помощью компьютера. <...> Для решения поставленных задач создана компьютерная программа, которая анализирует текст и, используя словарь-тезаурус, подсчитывает частоты упоминания различных физических и математических терминов в текстовом файле, а также учитывает их сложность. <...> Эксперт определяет количество математических символов и оценивается сложность формул. <...> Исходя из этих данных, программа рассчитывает объем и сложность эмпирической, теоретической, математической и общенаучной информации, объем научной информации, суммарный объем параграфа, долю научной информации, удельное количество Э-, Т-, М-знаний. <...> Также создается профиль текста, состоящий из вектора наиболее часто встречающихся слов и вектора частот. <...> Разработанная методика была апробирована для измерения количества различных видов информации и ее сложности в четырех параграфах из вузовского учебника и одного параграфа из школьного учебника физики. <...> Были определены сложность и объем эмпирической, теоретической, математической и общенаучной информации, объем научной информации, суммарный объем параграфа, доля научной информации, удельное количество Э-, Т-, М-знаний. <...> Полученные результаты позволили осуществить сравнительный анализ анализируемых учебных текстов. <...> Установлено следующее: 1) предложенный метод действительно позволяет измерить количество различных видов информации в учебном тексте и ее <...>