Поволжский регион УДК 394.9 Н. Е. Мазалова «ЗНАЮЩИЕ» В ТРАДИЦИОННОМ РУССКОМ ДЕРЕВЕНСКОМ СОЦИУМЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ) Аннотация. <...> Несмотря на давнюю историю изучения, дифференциация русских ритуальных специалистов («знающих») и их магическая деятельность нуждаются в дальнейшем исследовании в контексте современных направлений отечественной и мировой науки, среди которых «народное православие» и «культура и личность». <...> Предметом исследования являются те ритуальные специалисты, основные функции которых – насылание и лечение болезни, магические практики, связанные с производительной сферой жизни во всех ее проявлениях, ворожбой, предсказаниями. <...> Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования материалов Пензенских епархиальных ведомостей второй половины XIX – начала XX в. <...> Основными методами, используемыми в работе, являются: структурно-семантический, применение которого позволяет обнаружить этнографический субстрат мифологических представлений, а также сравнительный, позволяющий определить место пензенской локальной традиции в общерусской. <...> Исследованы народные представления, бытующие среди русских Пензенской губернии, проведено их сравнение с общерусскими. <...> Изучение народных представлений о «знающих» позволило выявить специфику мифологических представлений, характерных для пензенской локальной этнокультурной традиции, а также определить ее как достаточно архаическую. <...> Проанализированные особенности описания «знающих» священниками позволяют уточнить статус «знающих» в традиционном сельском социуме, а также наметить дальнейшие направления изучения этого вопроса с точки зрения народного православия. <...> Mazalova THE RITUALISTS IN TRADITIONAL RUSSIAN RURAL SOCIETY Abstact. <...> Realization of the research tasks was achieved on the basis of materials from the Penza diocesan bulletin of the seconf half of XIX – early 32 University proceedings. <...> The main methods applied are the structural-semantic, allowing to reveal the ethnographic substrate of mythological views, and the comparative, allowing to determing <...>